В середине 20-ого века остро встала проблема экологичности машин, так как автомобили перестали быть предметом роскоши. Первыми об этом задумались европейские страны, так как они занимают сравнительно небольшие территории. Ими были разработаны различные экологические нормы, которые постоянно совершенствовались. Сначала они существовали только в отдельных странах и содержали требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств.

История появления

В 1988 году Европейская экономическая комиссия ООН ввела единый регламент. Он назывался Евро-0. Документ содержал требование снизить уровень окиси углерода, оксида азота и других вредных для экологии веществ в выхлопных газах машин. С течением времени эти меры ужесточались. Аналогичные нормативы стали вводить и другие страны, включая Россию. Также государства стали разрабатывать собственные дополнения. К примеру, в Украине в 2016 году начали действовать требования к новым и подержанным транспортным средствам, перевозимым через границу.

    Обозначения и особенности

    В США система требований к автомобильному транспорту начала действовать в 1991 году. С каждым новым этапом, который получал собственное название, рамки становились все жёстче. Вводимые обозначения давали понять, к какому классу относится машина. Так, в системе есть такое обозначение, как переходной автомобиль. Это значит, что ТС имеет уровень эмиссии ниже предыдущего стандарта, но еще не дотягивает до следующего.

    При установке уровня допустимых выхлопов для каждого отдельного автомобиля учитывается его тип и класс. Поэтому один и тот же стандарт не может действовать для легковушек и грузовиков. Но это не значит, что разные типы авто должны относиться к разным стандартам. Уровень допустимых выбросов газа в атмосферу у всех машин не должен превышать максимальной дозволенности для класса.

    Выделяют несколько типов стандартов:

    • TLEV – самый первый, действие которого закончилось в 2004 году;
    • LEV – низкоэмиссионное авто, данный стандарт считается минимальным и все новые машины должны ему соответствовать;
    • ULEV – на 50% чище, чем LEV;
    • SULEV – машины этого стандарта чище на 90%;
    • PZEV – автомобиль с частичным нулевым выбросом;
    • AT PZEV – более продвинутый стандарт, применяемый к гибридам и машинам, работающим на природном газу;
    • ZEV – на 98% чище, чем среднее новое авто. Он применяется к электрокарам и ТС на водороде.

    Как правило, большая часть новых автомобилей, оснащенных стандартным ДВС, относится к экологическому классу LEV. В России таких транспортных средств подавляющее большинство. В европейских странах сейчас активно используется AT ZEV и ZEV.

    Европейские стандарты

    В 2015 году на территории европейских стран были приняты нормы Евро-6. Эти требования разделяются для бензиновых и дизельных моторов. Так, для двигателей на «тяжелом» топливе устанавливаются следующие допустимые нормы выбросов:

    • углеводород – 0,17 г/км;
    • оксид углерода – 0,5 г/км;
    • взвешенные частицы – 0,005 г/км;
    • оксид азота – 0,08 г/км.

    Для бензиновых силовых агрегатов эти показатели равны 0,1/1,0/0,005/0,06 г/км соответственно.

    Нормы выбросов в России

    Российская Федерация следует европейским экологическим нормам. Однако их реализация отстает на 6-10 лет. Так, впервые стандарт Евро-2 был принят на территории России в 2006 году. До этого автомобили не проходили подобную сертификацию. В 2014 году в нашей стране стали применять стандарт Евро-5 на все ввозимые из-за границы транспортные средства. А с 2016 года он стал действовать на машины, производимые внутри страны.

    Стоит отметить, что экологические нормы Евро-5 и Евро-6 по показателю максимально возможному количеству выбросов вредных веществ в атмосферу полностью идентичны для машин с бензиновыми силовыми агрегатами. А вот транспортные средства, оборудованные дизельными двигателями в Европе, подвергаются более жестким требованиям. Но территории России мотор, работающий на «тяжелом» топливе, должен выделять не более 0,18 г/км оксидов азота и 0,23 г/км углеводов.

    Американские нормы

    На территории США федеральный экологический стандарт один из самых жестких. В этой стране даже отдельный штат может иметь собственные нормы. Легковые автомобили делятся на три категории: бензиновые и дизельные машины с низким уровнем выбросов, гибриды и электрокары. При этом каждый из классов имеет собственные требования. Наиболее жесткие предъявляются к транспортным средствам в штате Калифорния, который получил от федеральных органов специальное разрешение на установку собственных экостандартов. Так, здесь нельзя эксплуатировать машины ниже нормы Евро-5.

    Как узнать экологический класс машины?

    Знать экокласс крайне важно тем автомобилистам, кто планирует ввезти транспортное средство в Россию из другой страны. В противном случае его просто не пропустит таможня. Узнать класс автомобиля можно несколькими способами. Самый простой – изучить документацию. В свидетельстве о регистрации ТС есть отдельная графа, в которой указана вся необходимая информация. Но в СТС строго образца таких данных может не быть. Также класс машины может быть отмечен в техническом паспорте в графе «дополнительные сведения».

    Экологический класс автомобиля можно определить с помощью специальной таблицы, разработанной Росстандартом. В ней прописаны год производства ТС и страна, в которой оно сошло с конвейера. Примечательно, что хоть данная таблица разработана для россиян нашей страны в списке нет. Это связано с тем, что Россия присоединилась к европейским стандартам с значительным опозданием. Узнать экокласс можно и с помощью VIN-кода, расположенного под капотом автомобиля. Он забивается в специальную электронную форму на сайте Росстандарта. Однако данная база содержит в себе не все коды, поэтому такой способ подойдет не всем. В этом случае остается только напрямую обратиться в ведомство.

    Автор: П. Афанасьев

    Нет больше статей