×

Юрист рассказал о штрафах для владельцев автомобилей в возрасте старше 15 лет

В последнее время в СМИ стали появляться тревожные сообщения: владельцев автомобилей старше 15 лет якобы начали массово штрафовать, а в случае серьезных неисправностей — даже лишать регистрации. Особенно часто упоминаются случаи, когда такие машины направляют на внеплановую диагностику после остановки инспектором. Как рассказал владелец юридической компании в интервью порталу naavtotrasse.ru, в основе этих сообщений есть рациональное зерно, но до масштабных санкций дело не доходит.

Да, в случае выявления серьезных технических неисправностей, например, проблем с тормозной системой, рулевым управлением или другим важным элементом конструкции автомобиля, инспектор вправе остановить транспортное средство и направить его на техническую проверку. Если в ходе такой диагностики поломки подтверждаются, водителю может быть назначен административный штраф в размере 500 рублей, что соответствует статье 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Кроме того, при наличии неисправностей сотрудник ГАИ может выдать предписание на их устранение в установленный срок. Это обычная практика, применяемая не только в отношении автомобилей старше 15 лет, но и ко всем транспортным средствам, чье техническое состояние вызывает обоснованные сомнения. Однако владельцы именно возрастных машин действительно чаще попадают под внимание инспекторов, так как износ деталей у таких авто выше, а вероятность появления серьезных поломок — больше.

При этом важно понимать, что действующее законодательство не позволяет инспектору на месте аннулировать регистрацию автомобиля. Такие действия требуют соблюдения строго установленной процедуры, включая фиксацию нарушений, составление документов, а также дальнейшее рассмотрение дела в компетентных органах. То есть, даже при наличии неисправностей, инспектор может только зафиксировать нарушение и наложить административное взыскание, но не более того.

Кроме того, в России на данный момент не существует единого федерального реестра, куда бы вносились данные о таких нарушениях в автоматическом режиме. Это означает, что централизованное отслеживание неисправных автомобилей, а тем более автоматическое лишение их регистрации — невозможны. Все разговоры о том, что старые машины могут массово сниматься с учета за одну только неисправность — не соответствуют действительности и зачастую основаны на неверной интерпретации отдельных случаев.

Разумеется, техническое состояние автомобиля имеет большое значение, и его нужно регулярно проверять и поддерживать. Особенно это актуально для машин, возраст которых превышает 10-15 лет. Однако это не значит, что возраст автомобиля автоматически делает его «подозрительным» в глазах Закона. Наоборот, если машина находится в исправном состоянии, проходит обязательные техосмотры и не представляет угрозы для других участников движения — ее владелец не нарушает никаких норм.

Таким образом, слухи о массовом давлении на владельцев старых автомобилей, а также заявления о якобы возможной отмене регистрации из-за возраста транспортного средства — преувеличены. Подобные опасения пока не находят подтверждения в действующем законодательстве и правоприменительной практике. Сотрудники ГАИ действительно могут назначить проверку технического состояния и выписать штраф при наличии неисправности, но не более того. Вопрос снятия автомобиля с регистрации — это сложная юридическая процедура, которая осуществляется исключительно в строго определенном Законом порядке и только при наличии весомых оснований. Автор: Евгений Ивченко

Нет больше статей