×

В автосервисе объяснили, почему тормозить двигателем лучше, чем ездить на нейтральной передаче

Несмотря на то что автомобили с механической коробкой передач постепенно уступают место «автоматам», у них все еще остается немало поклонников. Простота конструкции, надежность и относительная дешевизна ремонта делают «механику» востребованной среди тех, кто ценит контроль над машиной и хочет сэкономить на обслуживании. Однако даже такая выносливая техника не прощает ошибок. Одна из самых частых тем для споров — можно ли ехать на нейтральной передаче, и чем это чревато. Разобраться в вопросе помог владелец автосервиса.

Если понаблюдать за водителями с «механикой», можно заметить две противоположные стратегии: одни при сбросе газа сразу выключают передачу и катятся на нейтрали — особенно на спусках и к светофорам, а другие, напротив, предпочитают сохранять включенную передачу, используя торможение двигателем. Причем обе стороны убеждены, что действуют правильно: одни думают, что экономят топливо, другие — что берегут ресурс машины и повышают безопасность езды. Подобные разногласия породили массу мифов, которые эксперт попытался развеять.

Один из главных аргументов против движения на нейтрали — якобы ухудшение смазки коробки передач. Водители опасаются, что при выключенной передаче масло не поступает к трущимся деталям, и те работают «всухую», особенно на высоких скоростях. Однако это справедливо только для автоматических трансмиссий, где действительно есть масляный насос. В механике все устроено проще: масло разбрызгивается вращающимися элементами, и никакой принудительной подачи не требуется. Даже если передача выключена, многие элементы продолжают вращаться вместе с валами — значит, и смазка продолжает распределяться. Таким образом, для самой коробки езда на нейтрали не опасна.

Но с точки зрения управления автомобилем и безопасности ситуация выглядит иначе. При езде «накатом» двигатель отсоединен от трансмиссии. Это значит, что в случае экстренной ситуации — например, если нужно резко ускориться, чтобы уйти от столкновения или обогнать другое авто — водитель теряет драгоценные секунды, переключаясь обратно на передачу. Особенно критично это на скользкой дороге или в горной местности, где моментальная реакция может спасти от аварии. Торможение двигателем в таких условиях не только помогает сохранить колодки, но и обеспечивает дополнительную стабильность автомобиля.

К тому же есть нюанс, связанный с расходом топлива. Считается, что при движении на нейтрали мотор работает на холостом ходу и расходует минимум бензина. Это правда. Но и при торможении двигателем большинство современных инжекторных моторов полностью прекращают подачу топлива — форсунки перекрываются, и бензин вообще не расходуется. То есть в плане экономии оба режима близки по эффективности, а в некоторых случаях торможение двигателем даже выгоднее.

Получается, что экономить накатом можно, но это дает не столь заметный эффект, как думают некоторые водители. А вот потеря контроля над машиной может привести к куда более серьезным последствиям. Особенно это относится к начинающим автомобилистам, которые не всегда способны оперативно среагировать в стрессовой ситуации. Поэтому движение накатом на нейтрали — допустимо, но не всегда оправдано, особенно в сложных дорожных условиях.

Профессиональные механики советуют использовать накат с умом. На сухом ровном участке дороги, с хорошей видимостью и при невысокой скорости такая техника не повредит. Но в городе, в горах, на спусках и во время плотного трафика гораздо разумнее сохранять передачу включенной. Автор: Евгений Ивченко

Нет больше статей