Пандемия коронавируса, или COVID, оказала негативное влияние на весь мировой автопром. Из-за этого многие компании были вынуждены временно приостановить сборку машин, что привело к дефициту не только автомобилей, но и комплектующих к ним. Также пандемия заставила производителей повышать цены на собственную продукцию, что в сочетании со снижением доходов населения привело к общемировому падению продаж. Наиболее ярко это проявилось на российском рынке. Однако, как показывают результаты продаж, китайские производители выиграли от разразившейся пандемии.

Сложности сравнения

Опубликованные аналитическими агентствами данные указывают на то, что китайские автопроизводители (преимущественно Haval, Chery, Changan и Geely) становятся все более популярными в России. Продажи автомобилей из Поднебеной в 2020 году постоянно росли. Причем некоторые компании демонстрировали показатели, недостижимые большинству производителей.

Однако в сложившейся ситуации необходимо выделить несколько нюансов. Первое, что следует учесть — объемы продаж. За 2020 год максимальный прирост продемонстрировала компания Changan. Так, еще в январе объем продаж автомобилей китайской марки увеличился сразу на 827%. Однако в численном выражении эта цифра не выглядит столь впечатляющей. За январь 2020 года Changan продал в России только 241 машину, тогда как годом ранее за тот же период было реализовано лишь 23 автомобиля.

Сходная ситуация сложилась и вокруг Haval — еще одной марке, которая демонстрирует впечатляющий прирост продаж. Китайский производитель реализовал в январе 2020 года 1228 новых кроссоверов. Годом ранее за тот же период было продано 357 экземпляров моделей Haval.

Январь в данном случае был выбран неслучайно, так как к началу 2020 года российский авторынок еще не успел столкнуться с теми проблемами, которые позднее принес коронавирус. Об этом свидетельствуют результаты продаж «АвтоВАЗа». Российский концерн за первый месяц 2020 года реализовал на 1,2% больше автомобилей, чем годом ранее.

Но позднее ситуация начала меняться не в лучшую для «АвтоВАЗа» сторону. И здесь возникает второй момент, который осложняет проведение сравнительного анализа. Дело в том, что российские госорганы, согласно особенностям действующего законодательства, не вправе приобретать китайские автомобили. Но именно государственные закупки обеспечивают «АвтоВАЗ» высокой прибылью. В ноябре 2020 года, несмотря на общее падение российского рынка, автоконцерн продал на 21,9% автомобилей больше, чем годом ранее за тот же период. Во многом такой впечатляющий рост, ставший для «АвтоВАЗа» рекордным за последние 7 лет, обеспечили как раз государственные закупки.

И последний фактор, на который следует обратить внимание — все автомобили Lada стоят заметно дешевле китайских машин. А с учетом падения доходов населения данное обстоятельство начинает играть большую роль. Однако даже при наличии вышеприведенных факторов китайский автопром в России показал, что он способен лучше противостоять внешнему воздействию и может в ближайшие годы занять существенно большую долю на отечественном рынке.

Влияние COVID на продажи машин

Российский авторынок не сразу испытал на себе влияние коронавируса. В частности, март стал для «АвтоВАЗа» одним из самых прибыльных месяцев. В этот период Волжский автозавод продал свыше 11,6 тысячи экземпляров Granta, 2,9 тысячи — Vesta, 1 тысячи — Largus и XRay. Но уже в апреле российский рынок показал первые признаки падения. Причем, если рассматривать исключительно «АвтоВАЗ», то продажи Волжского гиганта резко сократились. За апрель компания реализовала порядка трех тысяч экземпляров Granta. То есть самый популярный автомобиль российского рынка продемонстрировал падение практически в 4 раза.

На этом фоне необычным выглядят результаты продажи китайских компаний. Haval в марте продал 1,6 тысячи кроссоверов, а в апреле — 425. У Geely реализация упала примерно на 400 единиц, у Chery — на 600, у Changan — на 300.

В дальнейшем продажи автомобили китайских марок либо продолжали увеличиваться, либо закрепились на ранее достигнутом уровне. А «АвтоВАЗ» в этот период отмечал резкий спад продаж. В июне Haval реализовал 1444 кроссоверов, тогда как в мае — 747. Geely увеличил объем продаж до 1042 автомобиля, в мае — 480. Changan смог реализовать в начале лета 2020 года 535 кроссоверов, за месяц до этого — 231. Хуже на фоне своих конкурентов выглядит Chery, увеличивший объем продаж на 300 автомобилей.

Июль и август также оказались для китайских компаний вполне успешными. Продажи соответственно составили:

  • Haval — 1832 и 1730;
  • Geely — 1338 и 1726;
  • Chery — 864 и 1124;
  • Changan — 651 и 901.

Вообще, летом ситуация на российском рынке в целом немного выровнялась. Хотя в этот период компания «АвтоВАЗ» дважды повысила цены на свои автомобили, что негативно сказалось на их продажах. Но уже с осени китайские компании начали резко наращивать прибыль, заметно увеличив объемы продаж. «АвтоВАЗ» в тот период смог лишь вернуться до показателей начала года. Так, продажи Lada в течение осени постоянно крутились вокруг отметки в 11 тысяч экземпляров.

В итоге за год 4 самых популярных в России китайских производителя увеличили продажи на:

  • 49% — Haval;
  • 69% — Geely и Chery;
  • 196% — Changan.

Продажи новых Lada за аналогичный период упали примерно на 7%. Положение «АвтоВАЗа» немного улучшил экспорт на зарубежные рынки. Благодаря этому продажи Lada по всему миру упали только на 5%.

Перспективы на ближайшее будущее

Продажи китайских автомобилей показывают, что российские потребители обращают все больше внимание на продукцию из Поднебесной. Соответственно, в ближайшее время можно ожидать роста спроса на машины из КНР. В пользу этого также указывает стремление китайских компаний расширить свое присутствие на российском рынке. Только в 2021 году в нашу страну приедет свыше 10 совершенно новых моделей из КНР.

Однако, несмотря на это, компания «АвтоВАЗ» вряд ли столкнется с серьезными проблемами из-за роста популярности китайских автомобилей. Во-первых, компании из КНР пока не везут в Россию машины, способные напрямую конкурировать с моделями Lada. Во-вторых, «АвтоВАЗ» выпускает более дешевые автомобили, чем те, что предлагают китайские компании. Последний фактор оказывает сегодня наибольшее влияние на спрос на российском авторынке. Автор: Федор Аверьев

Нет больше статей