Ковидный 2020 год довольно существенно изменил российский автомобильный рынок. Но в итоге расклад «сил» остался прежним: Lada Granta вновь самая популярная машина страны, за ней — Vesta, Hyundai Solaris и другие бюджетные модели. Динамика продаж каждого из указанных автомобилей в 2020 году менялась практически одинаково. Этого нельзя сказать о машинах китайских марок. В течение прошлого года спрос на автомобили из Поднебесной менялся скачкообразно. Ни одна из компаний, представленных в России, не смогла пройти ковидный период ровно. И, как оказалось, максимальный «удар» со стороны отечественного рынка пришелся на марку Geely, которая еще недавно была самым популярным брендом из КНР в нашей стране.

Продажи китайских авто в 2020 году

В начале 2020 года все китайские компании, пользующиеся наибольшей популярностью в России (Chery, Haval, Geely, Changan и FAW) показывали примерно одинаковую динамику продаж. С января по март спрос на продукцию каждой марки постепенно рос с разной скоростью. Компания Haval в этот период реализовала автомобилей больше, чем ее конкуренты, FAW — меньше всех. Но именно динамика роста продаж у каждого производителя в этот период была примерно одинакова.

С марта по апрель 2020 года китайские компании вслед за остальными марками, представленными в России, показали резкий спад. Во многом он был обусловлен не разразившейся пандемией коронавируса, а связанным с ним локдауном: по всей стране в указанный период закрыли автосалоны. Причем, что примечательно, меньше остальных компаний по этим причинам пострадал FAW. Марка до начала локдауна продавала в России автомобили в шуточном количестве. Поэтому после закрытия автосалонов объем спроса на продукцию FAW практически не изменился.

В период с марта по апрель максимальную «просадку» в объемах показали Haval и Geely. Changan вместе с Chery удалось каким-то образом выдержать закрытие автосалонов. Впрочем, до начала апреля обе компании ежемесячно продавали менее 500 автомобилей. Видимо, поэтому падение продаж у этих производителей оказалось менее заметным.

Период с апреля до середины июля российский рынок продемонстрировал резкий рывок вверх. Вместе с ним росли продажи кроссоверов Geely и Haval. Chery, Changan и, в особенности, FAW в указанный период демонстрировали менее стремительную динамику. В июле спрос на Haval внезапно стал падать. Причины снижения популярности кроссоверов этой марки пока непонятны. Возможно, они обусловлены сезонной сменой тенденций, характерной для российского рынка. Однако данное предположение опровергают результаты Chery и Changan, которые с июля и до сентября каждый месяц продавали все больше автомобилей. А Geely в указанный период совершил резкий рывок. Спрос на машины этой марки увеличился на 200%.

С начала осени все пять китайских компаний оказались в стагнации. Спрос на их автомобили до середины октября либо не менялся, либо начал падать. Но с ноября российский потребитель внезапно изменил свои вкусы. Changan, который до этого момента демонстрировал достаточно стабильные продажи, начал терять покупателей. То же случилось с FAW. Но эта компания, как и раньше, продавала в России автомобили в количестве нескольких десятков единиц, в связи с чем падение спроса на ее продукцию оказалось менее заметным.

С ноября 2020 года кардинально изменилась расстановка сил в тройке самых популярных китайских марок. Причем, объяснить, почему это произошло, достаточно сложно, так как каждый производитель к тому моменту только анонсировал скорое появление в России новых моделей, но еще не успел привезти их. С ноября и до января 2021 года продажи автомобилей Geely резко упали с 2 тысяч единиц в месяц до 500. Но в этот же период спрос на Chery и Haval начал расти. Отчасти первая компания смогла добиться таких результатов благодаря появлению в России премиальной марки Exeed. Однако почему спрос на Haval начал расти, непонятно. И это с учетом того, что в указанный период появилась информация о массовых проблемах, с которыми сталкивались владельцы кроссоверов данной марки. Причем, речь тогда шла не о простых поломках, а о внезапных возгораниях.

Лидеры по итогам первого квартала 2021 года

Описанная ранее тенденция сохранилась в 2021 году. В январе каждая китайская компания, как и весь рынок в целом, зарегистрировала спад продаж, связанный с новогодними праздниками. Позднее и Chery, и Haval продолжили набирать обороты. Вслед за ними положительную динамику продаж стала показывать компания Geely. Но из-за столь сильной «просадки», которая была отмечена в ноябре 2020 года, данный производитель только к февралю смог превысить показатели доковидного периода.

Сегодня самой популярной китайской маркой в России является Chery. Спрос на автомобили этой компании растет очень быстро, опережая динамику продаж недавнего лидера Haval. Самой популярной китайской моделью является Chery Tiggo 7 Pro. По объемам продаж этот кроссовер обошел Haval F7x, что можно объяснить его более доступной ценой.

В ближайшем будущем такой расклад сил может как сохраниться, так и измениться. Дело в том, что и Haval, и Chery скоро привезут в Россию несколько новых моделей, представляющих бюджетный сегмент. Возможно, первая марка упрочнит свое положение на отечественном рынке за счет запуска местного производства кроссовера Jolion и после открытия своего моторного завода. Это поможет Haval уменьшить влияние колебаний курса на цены. Chery пока импортирует все автомобили в Россию напрямую из Китая. Автор: Федор Аверьев

Нет больше статей