×

Локализация и импортозамещение в автопроме: стало известно, в чем разница и как считают проценты

На форуме IMAF, прошедшем в московском «Экспоцентре», аналитик НАМИ Александр Горчаков заявил, что уровень локализации Granta составляет всего 45,7%. Для других отечественных моделей показатель еще ниже. Более того, за последнее время локализация не увеличилась, а наоборот — снизилась. Однако у обычного автолюбителя нет четкого понимания, что вообще скрывается за этим понятием.

Производственные предприятия используют упрощенную схему. Оценивается список компонентов: если деталь произведена в России — ставится «плюс», если за границей — «минус». В такой системе Granta могла бы показать 90% локализации. Однако Минпромторг использует другую методику — балльную. Баллы начисляются за выполнение определенных производственных операций на территории страны. Чем больше баллов — тем выше степень локализации и, соответственно, больше объем господдержки.

В реальности производители подтверждают российское происхождение лишь части компонентов. Это связано с бюрократической нагрузкой: на каждый узел необходимо собрать и передать в НАМИ пакет документов. Если за конкретную деталь не начисляются баллы, предприятия просто не подтверждают ее происхождение. Поэтому результаты оказываются разными: данные меняются от квартала к кварталу, и можно заявить практически любой процент локализации — лишь бы формально собрать нужный объем подтверждений. Именно так Granta и оказалась на отметке в 45,7%.

Системные проблемы кроются глубже — в многоуровневой структуре поставок. Заводы отчитываются за комплектующие, закупаемые у российских поставщиков. Но те, в свою очередь, используют иностранные элементы, будь то синхронизаторы в коробке передач или химия для краски. Автор: Ярослав Игнатьев

Нет больше статей