×

В автосервисе раскрыли последствия одновременного нажатия на газ и тормоз на АКПП

Автоматические коробки передач давно стали стандартом для большинства современных автомобилей. Удобство управления, плавность движения и отсутствие необходимости вручную переключать передачи сделали АКПП особенно популярными среди автомобилистов. Однако, несмотря на количество таких машин, продолжает существовать множество мифов и заблуждения, касающихся принципов их работы. Например, что происходит, если одновременно нажать педали газа и тормоза. Ответ на этот вопрос дал владелец сервисного центра по ремонту автоматических трансмиссий.

В обычной ситуации, когда автомобиль стоит в режиме «D» и водитель отпускает тормоз, машина начинает медленно катиться вперед — это работа гидротрансформатора, обеспечивающего движение без участия педали газа. Тормоз в таком случае служит единственным ограничителем, не позволяющим автомобилю тронуться.

Сами по себе режимы “N” (нейтраль) и “P” (парковка) не участвуют в передаче крутящего момента на колеса. Если нажать одновременно тормоз и газ в одном из этих положений, никаких серьезных последствий не будет. Мотор увеличит обороты, но поскольку трансмиссия разобщена с ведущими колесами, никакой нагрузки на нее не возникнет.

Ситуация меняется, когда все происходит в положении “D”. Одновременное нажатие газа и тормоза в этом режиме воспринимается как попытка так называемого «лаунч-контроля» — старта с максимальным ускорением. Водитель, удерживая автомобиль тормозом, резко повышает обороты двигателя, а затем отпускает тормоз. Машина стартует с рывком, но вся эта энергия в момент удержания скапливается в трансмиссии. Повторение такого трюка может привести к перегреву гидротрансформатора, износу фрикционов и даже повреждению клапанного блока.

Хотя современные коробки оснащены защитными системами, полностью устранить нагрузку невозможно. Некоторые АКПП программно ограничивают обороты при удержании тормоза и газа одновременно, снижая риск выхода их из строя. Но эта защита эффективна только при кратковременном нажатии. Если водитель долго удерживает педали, особенно при повышенных оборотах, нагрев масла и элементов трансмиссии возрастает — это уже может повлиять на ресурс агрегата.

Особенно критична такая ситуация для автомобилей с изношенной коробкой передач. Там, где новая трансмиссия еще может справиться с перегрузками, старая — уже нет. В зоне риска оказываются соленоиды, гидроблок и тормозные ленты. Это может привести к рывкам, пробуксовкам при переключении передач и необходимости дорогостоящего ремонта.

Также стоит учитывать и поведение других систем автомобиля. При нажатии газа и тормоза одновременно электроника может зарегистрировать нештатную ситуацию и начать ограничивать подачу топлива, особенно если машина оснащена системой стабилизации. В некоторых случаях включается аварийный режим работы двигателя, что тоже снижает ресурс узлов и влияет на динамику.

Тем не менее, если подобная ситуация произошла случайно и не была длительной, ничего страшного в большинстве случаей не произойдет. Современные автомобили с АКПП рассчитаны на такие кратковременные нагрузки и по-умолчанию сглаживают их последствия. Электроника, управляющая трансмиссией, быстро фиксирует нестандартное поведение водителя и снижает риски перегрузки, включая защитные алгоритмы и корректируя режим работы.

Главное — не злоупотреблять подобным “приемом” сознательно и не превращать его в привычку. Особенно опасно практиковать такие действия в условиях жары, пробок или на изношенной коробке — последствия могут оказаться непредсказуемыми. Автор: Евгений Ивченко

Нет больше статей