×

Автоэлектрик напомнил, как водители убивают генераторы даже на новых машинах

Среди всех узлов современного автомобиля генератор считается чем-то вроде фонового механизма — он не требует внимания и не вызывает бурных обсуждений в гаражах. Его работа воспринимается как должное, и именно это делает его одной из самых недооцененных деталей. Автоэлектрик рассказал, какие действия водителей приводят к поломке генератора даже в новых авто.

Одной из основных причин, по которой генератор выходит из строя, остаются проблемы с аккумулятором. Несмотря на простоту устройства, именно АКБ способна стать источником проблем. При внутреннем коротком замыкании в одной из банок батареи генератор начинает работать в аварийном режиме, пытаясь зарядить неисправную АКБ, «не зная» о ее внутреннем дефекте. А ведь в современных машинах генератор и так загружен по максимуму: он должен питать множество систем, от климат-контроля до электроприводов сидений и мультимедийного комплекса. Нагрузки на него возросли в разы по сравнению с машинами 90-х, а запаса мощности при этом практически нет.

Производители сознательно урезают ресурс генератора, подгоняя его характеристики под конкретные параметры конкретной машины — без излишков, без избыточного ресурса. Это позволяет экономить металл, упрощать конструкцию и снижать вес. Но если в такую систему вмешивается даже малейший сбой, генератор выходит из строя.

Автомобилисты, увлекающиеся установкой дополнительного оборудования, невольно усугубляют ситуацию. Громоздкие сабвуферы, мощные усилители, светодиодные панели, допоборудование в виде предпусковых подогревателей, видеорегистраторов и электронных турботаймеров — все это требует питания. И все это питается через один единственный генератор. Особенно часто проблемы с генератором возникают в тех случаях, когда владелец ставит мощную аудиосистему, но при этом не усиливает бортовую электросеть. Результат — перегрев обмоток, выход из строя выпрямительного блока, а в ряде случаев и короткое замыкание.

При этом первые симптомы зачастую игнорируются: слабый свет фар, снижение яркости панели приборов, неуверенный запуск двигателя списываются на плохую погоду, «слабый бензин» или «плохую зарядку» аккумулятора. Хотя виноват может быть уже «полумертвый» генератор, который работает на износ и сгорает буквально на глазах.

Не менее опасны для генератора и внешние условия эксплуатации. Несмотря на кажущуюся защищенность подкапотного пространства, генератор все еще уязвим для влаги. По словам автоэлектрика, достаточно одного неудачного заезда в глубокую лужу или неаккуратной мойки двигателя — и влага попадает на щетки и контактные дорожки. Микрокоррозия начинается незаметно, но со временем приводит к замыканиям и перебоям в подаче тока. Особенно актуальна эта проблема зимой, когда вода замерзает внутри корпуса генератора. Подвижные части блокируются, обмотки перегреваются, и в итоге деталь выходит из строя.

Как показала практика, даже новая машина может попасть в сервис по причине отказа генератора, если ее владелец не следит за состоянием АКБ, игнорирует утечки тока или увлекается установкой нештатных устройств. Все это делает генератор своеобразным «расходником» — несмотря на то, что по замыслу инженеров он должен служить не один десяток тысяч километров.

Если пренебрегать элементарной диагностикой, последствия могут быть особенно неприятными в самый неподходящий момент — например, зимой, когда нагрузка на электросистему возрастает в разы. Фары, обогрев, мультимедиа, зарядка гаджетов — все это требует стабильной подачи энергии. И если генератор выходит из строя, водитель в буквальном смысле остается в темноте, а батарея теряет заряд с каждой минутой. При этом запустить двигатель «с толкача» на современном автомобиле уже невозможно, а эвакуация зимой — удовольствие сомнительное. Автор: Ярослав Игнатьев

Нет больше статей