Chevrolet – одна из крупнейших автокомпаний XXI века, расположенная в Уоррене (штат Мичиган). Компания входит в состав автогиганта General Motors и выпускает машины под одноименным брендом.

Начало истории и первый автомобиль бренда 1911-1920-е года

Chevrolet Motor Company официально появилась в 1911 году. История Шевроле начинается со знаменитого гонщика Луи Шевроле. Вместе с ним  участие в создании нового бренда принял Уильям Дюран, который являлся владельцем GM.

Основатель компании был выходцем из швейцарской семьи, где отец трудился часовщиком в городе Шо-де-Фонд. В десятилетнем возрасте семья Шевроле перебирается во Францию, где будущий бизнесмен заканчивает школу и устраивается работать в автомобильную фирму Mors. С тех пор его жизнь кардинально изменилась: автолюбитель стал профессиональным гонщиком, который принимал участие во всех состязаниях, в которых участвовал «Морс».

    Через некоторое время он перебирается в Канаду. Следующим местом жительства становится США, где молодого человека назначают представителем французского автомобильного завода De Sion-Bouton. Но, гоночное будущее больше не прельщает Шевроле. Какие изменения карьеры бы ждала гонщика не понятно, если бы на него не обратил внимание, владелец General Motor- Уильям Дюран. В то время Дюран скупил несколько убыточных предприятий, чтобы поднять их с колен нужна была помощь инвесторов, которые ставили единственное условия – владелец покидает место президента компании. Тогда официально место лидера занял Луи Шевроле. После того, как компания выбралась из финансовой кабалы, Дюран присоединяет GM к Chevrolet и выкупает контрольный пакет акций, чтобы вновь возглавить потерянную компанию.

    В тот же 1911 год появляется первый автомобиль марки Шевроле. Фото первенца сохранились до сих пор. Речь идет о Chevrolet Classic-Six. Салон новинки был рассчитан на 4 ездока, двигатель развивал 30 л.с. Подвела Шевроле – цена. В это время Ford-T обходился покупателю в 500 долларов, в то время как Classic-Six превышал цену в 5 раз. В итоге, 2 500 тысячи долларов оказались неподъемными для местного населения, что стало фатальным для автомобиля.

    Стоит отметить, что этот бренд стал одним из немногих, которые в самом начале своего пути отправились на российский рынок. Первым экспортным авто был Т-90 с 4,9-литровым двигателем, который способен был развивать до 30 л.с. Предельная скорость модели доходила до 105 км/ч.

    Несмотря на неудачный дебют, руководство сделало главный вывод – в приоритете у покупателей автомобили с доступной ценой. В связи с этим, последующие машины стали значительно дешевле. В максимальной версии ценник не выходил за рамки тысячи долларов. Очередными «выходцами» стали H, Baby Grand, Royal Mail.

    Ярким моментом в истории бренда становится появление Chevrolet 490, цена которой отражена в названии. Дело в том, что главным конкурентом на рынке был Ford с его Model T. Безупречный лидер рынка завоевал признание покупателей благодаря практичности и дешевизне. В итоге, новинка выходит на рынок в 1915 году. В качестве базового оборудования называют спидометр, амперметр и купольные фонари. Под  капотом мотор на 4 цилиндра, агрегатированный 3-ступенчатой коробкой. Однако Генри Форд, идет ва-банк и снижает ценник до 440 долларов. Эта роскошь стала ему доступна в связи с появлением первых конвейеров, значительно облегчающих процесс сборки и минимизирующие затраты.

    Несмотря на последний факт, Chevrolet 490 все равно был максимально востребован. Дело в том, что разница в цене была не существенной, но 490-ый предлагает современную коробку и 2,8-литровый двигатель, который значительно превосходит технические характеристики предшественника. Помимо этого в автомобиле имелся стартер, что в те времена было редкостью и устанавливался только на премиальных машинах. В итоге, Модель Т и 490 встали на одну ступень. Повальная прибыль позволила Дюрану в 1917  году выкупить General Motors.

    Первый кризис компании и его последствия – 1920-1942 года

    Успех, которого удалось добиться, не стал спасением для личных отношений между руководством. Дюран и Леи Шевроле конфликтуют,  и последний переезжает из США в Швейцарию и больше не желает привлекать внимание. Спустя несколько лет Дюран также отходит от управления GM. Это стало причиной падения цен акций и снижение продаж. В итоге, новое руководство проводит серьезные меры по оптимизации, сокращая неприбыльные компании, но Chevrolet все-таки сохраняется в портфолио. В это время с конвейера сходит миллионный авто, а на производстве активно внедряется система воздушного охлаждения мотора.

    Чтобы соответствовать званию главного конкурента для Форда, инженеры совершенствуют техническую составляющую. В 1924 году в авто встраивают радио, в 1929 появляется 6-цилиндровый мотор, а в 1934 используется независимая передняя подвеска. В отличие от большинства автомобильных компаний, Шевроле перенес Великую депрессию без особых потрясений. К 30-му году количество проданных авто подбиралось к 7 миллионам.

    В 1932 году появляется новый бестселлер компании — Chevrolet Sport Roadster, который позиционируется как «Великая американская ценность». Визуально он максимально приближен к Кадиллаку, но в салоне есть откидное сиденье, под капотом 6-цилиндровый мотор с верхним клапаном. В связи с этими изменениями, автомобиль получился управляемым и экономичным. Несмотря на огромные достижения компании, именно Sport Roadster считается эталоном.

    В 1935 году на рынок выходит Suburban, который открывает нишу легковых универсалов с большим количеством пассажирских мест. Новинка позволяла единовременно перевозить до 8 человек и избавилась от деревянных элементов в каркасе. Помимо просторного салона, авто предусматривал еще и багажный отсек. В 40-х годах появляется Royal-Clipper с уникальной конструкцией.

    Развитие во время Второй мировой войны и последствия реорганизации – 1940-1960-е года

    Вторая мировая война заставила Шевроле пересмотреть политику производства. В эти годы с конвейеров, помимо гражданских авто, сходят военные автомобили, снаряды, 9-миллиметровые «зенитки», способные поразить мишень на расстоянии до 5 миль. Помимо этого выпускается двигатель Шевроле Pratt&Whitney, которые встраивают в бомбардировщики. По окончании войны, компания вернулась к производству автомобилей довоенного времени, но с усовершенствованной конструкцией. Проект по созданию малолитражек потерпел неудачу из-за недостаточного финансирования.

    Полностью восстановиться компании удалось только к 1948 году, когда на рынок хлынули спортивные модификации. В это же время американцам представили современные пикапы, в том числе, Advance Design, который до сих пор признается эталоном классического дизайна. Годом позже появляются еще две модели — Special и De Luxe. В 1950-х годах можно было купить Шевроле с автоматической коробкой передач. Последняя также была предложена и для остальных моделей GM.

    В это же время в компанию приходит талантливый дизайнер Харли Эрла, который вносит огромный вклад в развитие. Из-под его пера выходят Bel Air и Corvette. Bel Air в короткое время стал легендой. В народе его прозвали «горячей штучкой» из-за установленного 8-цилиндрового мотора. В то время авто произвел фурор и довольно часто упоминался в популярной литературе. Продажи неустанно росли, что позволило выделить его в отдельную серию, но это случилось только в 1953 году. Второй – Corvette, также же вышел в 1953 году. Особенностью конструкции стало использование стеклопластика. В базовой комплектации был предложен 3,8-литровый мотор на 152 л.с. и двухскоростная АКПП. В 1956 году представлено второе поколение с мощным 290-сильным мотором, который спроектировал Эдон Уоул в 1955 году. В 1961 году мощность была увеличена до 315 л.с. и первая «сотня» покорялась спортивному автомобилю за 5,5 секунды.

    В 1958 году на свет вышел Шевроле Импала, который грамотно сочетал престиж и размеры Кадиллак, но сохранял доступную цену. В сети можно найти снимки концепт-кара с ярким зеленым кузовом и ослепительно белым салоном. Во время запуска производства стартовала мощная рекламная акция, где Impala позиционировался как роскошный авто доступный каждому. В 1960-м году удалось побить рекорды популярного предшественника и вывести эту модель в лидеры продаж. Именно Импала стал самым продаваемым авто десятилетия.

    Автомобили 50-х годов радовали вычурностью и размерами. Производителю удалась совместить динамику и современное оборудование: электропривод стеклоподъемников и сидений. В 1959 году на свет появляется очередной пикап — Chevrolet El Camino. Компания была лидером этого сегмента в те года. Им удавалось создавать уникальные яркие пикапы, поражающие грациозностью силуэта, и дающие мощность грузовиков. В основе лежала рамная конструкция, пружинная подвеска и 3-метровая колесная база. Этот пикап стал первым, где вместо деревянной платформы использовалась металлическая.

    Расширение модельного ряда 1970-1990-е года

    В связи с распространением призывов к экологичности и соперничества с японскими моделями, Шевроле вынуждены пересмотреть свое отношение к топливной экономичности. В 1971 году представлена новая малолитражка – Вега со спортивной внешностью, но тесным салоном. Однако инженеры не были готовы к столь контрастной смене деятельности и двигатель оказался не надежным, что привело к масштабному отзыву и ухудшению репутации компании. В связи с этим модель быстро ушла с рынка. В 1978 году появляется четвертое поколение Малибу, первоначально имеющий единственный привод – задний, Шевроле в 1997 году пересмотрит отношение к этой модели и Malibu станет переднеприводной.

    В 1980-м году выходит Citation, а еще спустя год – Cavalier. Последнему было суждено стать самым продаваемым автомобилем в Америке в 1984-1985 годах. К середине 80-х на арену выходят два трехдверных внедорожника — Шевроле Блейзер. Разница заключается в размерах – 4,3 метра против 4,7 метра. В 1995 году младший сохранил название, а удлиненную версию переименовали в Шевроле Тахо, который выпускался в 3- и 5-дверном исполнении и неоднократно был назван «Внедорожником года».

    Начиная с 90-х годов модельный ряд сильно расширился. Так, на рынок попало возрождение классического седана – Малибу, который становится обладателем статуса «Автомобиль года 1997». В этом же году появляется минивэн Ventur и переднеприводный хэтч и седан – Шевроле Ланос. Помимо этого, 1997 год становится датой рождения Daewoo Matiz, выпускаемый в Америке и Европе как Шевроле Спарк.

    Особенности автокомпании в XXI веке – 2000-н.в.

    В 2002 году выпускается Шевроле Лачетти, который остается популярным до сих пор. Однако он не является автомобилем с «родословной» поскольку за его выпуск отвечает южнокорейский производитель – GM Daewoo. В этом же году внимание поклонников завоевывает субкомпактный автомобиль – Шевроле Авео. В 2004 году компания выпускает Шевроле Кобальт, который становится продуктом долгого поиска новых ниш. Купе удалось органично вписать в доступный модельный ряд и составить конкуренцию популярным японским автомобилям. Немного позже производитель представил Cobalt в кузове седан. В 2006 году появляется 5- и 7-местный Шевроле Каптива, и среднеразмерный Шевроле Эпика (2006-2012 года).

    В период активного развития электрического транспорта Тахо оснастили двухрежимной системой. В итоге, авто мог направлять энергию от ДВС и электрического мотора через переменную трансмиссию. В 2010 году вновь возобновляется производство Шевроле Камаро, который становится популярным после выхода фильма «Трансформеры». В 2010 году на рынок выходит Шевроле Реззо с экономичным мотором на 1,6 и 2,0 литра, выдающие 90 и 107 л.с. соответственно.  В 2011 году бензиновый генератор получает Volt, который может проехать 40-80 километров в режиме «электрички», или до 500 километров на смешанном топливе.

    В 2008 году компания открывает собственный завод в Шушарах, где в режиме полного цикла собирают Шевроле Круз. Помимо этого с мощностей завода спускается TrailBlazer. Совместно с российским автогигантом АвтоВАЗ инженеры компании разрабатывают Нива Шевроле, который в короткое время находит отзывы в сердцах россиян. В качестве платформы использовали ВАЗ-2123, а заботы о производстве на себя взял тольяттинский завод в 2002 году. Этой модели удалось стать одним из самых продаваемых внедорожников в России. В 2011 году появляется продолжение линейки Круз – компактвэн Шевроле Орландо.

    В начале 2015 года GM заявил о прекращении продаж Chevrolet на территории России. В итоге, большинство моделей покинут дилеров, оставив лишь спорткары Камаро, Корветто и внедорожник Тахо. Остается в строю и Шевроле Нива, полюбившаяся россиянам.

    Нет больше статей