Современные автомобили комплектуются массой вспомогательных сервисов и ассистентов, которые облегчают управление автомобилем в самых разных ситуациях на дороге. Их использование гарантирует водителю и пассажирам дополнительный комфорт и безопасность. Одним из таких популярных сервисов является система ESP. Данный сервис звучит как Electronic Stability Program, а в переводе на русский язык означает «динамическая электронная система стабилизации курсовой устойчивости».

Говоря простым языком, основной задачей сервиса является возможность предотвратить уход автомобиля в занос либо не допустить его бокового скольжения в сложных дорожных условиях. Значимость данной системы переоценить довольно сложно, поскольку сохранять хладнокровие в экстремальных условиях на дороге способен далеко не каждый, а ее наличие, зачастую, позволяет избежать ДТП, а также сохранить жизнь и здоровье пассажиров транспортного средства. Мало кто понимает суть данного ассистента и принцип его действия, поэтому необходимо рассказать более подробно о таком помощнике.

    История появления сервиса ESP и его наименование

    Впервые, попытку создать прообраз ESP осуществил немецкий концерн Daimler-Benz, который в 1959 году представил особое «управляющее устройство». Оно достаточно долго проходило самые разные испытания, пока, наконец, в 1990 году не было установлено на модели Mercedes-Benz CL 600. С этого момента системой ESP комплектуются серийные автомобили Mercedes. В данный момент стабилизация устойчивости курса устанавливается практически на каждую новую модель, включая и самые доступные, недорогие авто. Для большинства автокомпаний общепринятым названием системы является ESP, однако ряд производителей использует для ее обозначения и другие аббревиатуры. Например, Skoda и Hyundai называют ее ESC, а BMW и Mazda – DSC.

    Как устроена работа системы стабилизации

    Чтобы автомобиль уверенно держался в рамках занимаемой траектории и не сваливался в занос, на нем должны быть установлены такие детали и компоненты:

    • датчики считывания скорости вращения колес;
    • контроллеры положения рулевого колеса;
    • датчик определения движения авто вокруг оси;
    • гидравлическая система, которая корректирует уровень давления жидкости в тормозной системе;
    • акселерометр, определяющий положение кузова авто в пространстве;
    • блок управления, считывающий всю информацию с установленных датчиков, который позволяет выполнить активацию ESP.

    Принцип работы системы стабилизации устойчивости курса

    Работает противозаносная система совместно с антиблокировкой и антипробуксовкой колес. Благодаря наличию данного сервиса автомобиль способен удержать свою траекторию движения во время выполнения резких поворотов либо маневров на скользком дорожном покрытии.

    Сам принцип работы данной системы состоит в следующем: акселерометр и датчик измерения угловой скорости автомобиля в соответствии с его вертикальной осью фиксируют появление бокового скольжения, определяют, насколько оно является критичным и после этого отправляют дальнейшие команды. Поэтому ESP в любой момент способна понимать скорость езды транспортного средства, определять угол поворота рулевого колеса, а также вычислить обороты силового агрегата, наличие заноса самого автомобиля и прочие показатели движения.

    Все системы, входящие в состав ESP, направлены на то, чтобы автомобиль не смог поменять заданную водителем траекторию до тех пор, пока с помощью рулевого колеса эта самая траектория не будет изменена. Несомненным преимуществом данного ассистента является то, что он срабатывает на опережение и исправляет ситуацию с уходом авто в занос еще до того, как это случается. Как только противозаносный помощник понимает, что машина рискует сорваться с траектории, он тут же активизируется и исправляет возникшую проблемную ситуацию.

    Активация ESP происходит в трех возможных случаях. Первый – недостаточная поворачиваемость автомобиля. Т.е. когда передние колеса имеют слабое сцепление с покрытием на дороге, и машина не может вписаться в поворот. Второй – чрезмерная поворачиваемость автомобиля, вызванная уходом в занос вследствие плохого сцепления с дорогой у задних колес. Третий вариант активации данного сервиса – скользкая часть дорожного покрытия, на которой все колеса начинают пробуксовывать. В таком случае происходит поочередная активация тормозной системы, которая применяется то в отношении передних, то в отношении задних покрышек. Данная работа взаимодействует с ABS.

    Плюсы и минусы системы

    Как и в любой электронной системе, у данного ассистента водителя есть свои преимущества и недостатки. К главным плюсам ESP можно отнести:

    • моментальная оценка ситуации и активация (период от начала анализа обстановки на дороге до включения сервиса составляет 20 миллисекунд);
    • самостоятельность системы – водителю не нужно задумываться над тем, что требуется активация помощника;
    • возможность отключения в случае, если это предусмотрено производителем.

    К числу главных недостатков ассистента можно отнести:

    • невозможность оценить поведение автолюбителя «электронным мозгом» — иногда водитель выводит авто из заноса, добавляя оборотов двигателю, тем самым выравнивая его в полосе. При наличии ESP сделать это не получится, поскольку помощник заблокирует данную возможность;
    • в некоторых ситуациях может потребоваться отключить ESP, но далеко не каждый производитель предлагает данную возможность. Например, вытащить автомобиль, забуксовавший на бездорожье, можно с помощью медленной раскачки. Однако наличие подобного встроенного помощника не позволит использовать данный метод.

    Что еще может ESP

    Наиболее современные модели оснащают продвинутой системой стабилизации, которая помимо своих основных функций способна выполнять еще целый ряд вспомогательных задач. Так, функционал ESP может дополнительно содержать:

    • систему, противодействующую возможности опрокидывания машины (анализируется поперечное ускорение авто, после чего ассистент автоматически принимает соответствующие меры противодействия);
    • возможность предотвратить столкновение (основная система задействуется совместно с круиз-контролем, что позволяет применить экстренное торможение в случае чрезмерного сближения с препятствиями);
    • возможность стабилизировать направление движения автопоезда;
    • улучшение работы тормозной системы во время чрезмерного нагрева колодок за счет их более мощного прижима к диску;
    • возможность удалить влагу с тормозных дисков.

    В целом, система стабилизации курса является очень важным и надежным помощником водителя, особенно неопытного, во время управления автомобилем в сложных погодных либо дорожных условиях. В последнее время производители устанавливают данного ассистента на все выпускаемые модели, чтобы достичь максимальной безопасности на дорогах и снизить аварийность. В то же время, управлять машиной нужно с высочайшим вниманием и бдительностью, не полностью полагаясь на встроенные электронные помощники.

    Автор: Константин Старченко

    Нет больше статей