Удобство и комфорт при поездке за рулем автомобиля в данный момент выходит на первую роль при покупке легкового авто. Большинство автопроизводителей для многих комплектаций своих моделей предлагает различные системы и возможности, которые упрощают процесс езды, делают его более простым и безопасным. Одним из подобных сервисов является круиз-контроль. Возможность использования данного ассистента особенно важно при поездках на значительные расстояния между городами, поскольку суть опции сводится к поддержанию автомобилем одного и того же режима скорости движения без участия в этом процессе водителя. Конечно же, в условиях городского движения пользоваться системой не так легко, хотя современные технологии дают возможность задействовать круиз-контроль и здесь. А вот на трассе данный сервис оказывается весьма кстати и доставляет комфорт от поездки не только пассажирам, но и водителю.

Принцип работы системы круиз-контроля

В данный момент существует два возможных сервиса: классический, его еще называют пассивный, и адаптивный (активный) круиз-контроль. Систему пассивного круиз-контроля можно отнести к опциям первого поколения, которые в данный момент постепенно начинают уступать более прогрессивным возможностям. Пассивный круиз дает возможность автотранспорту просто поддерживать скоростной режим, независимо от того, какая дорожная обстановка вокруг, с какой скоростью двигаются попутные автомобили и т.д. Данный сервис состоит из клавиш управления, выведенных, как правило, на мультифункциональное рулевое колесо, контроллера и сервопривода, электромагнитных клапанов, а также привода дроссельной заслонки.

    Основной принцип действия классического ассистента состоит в том, что при помощи установленного контроллера, который анализирует фактическую скорость автомобиля и сравнивает ее с заданной, происходит управление клапанами сервопривода, благодаря чему корректируется положение дроссельной заслонки и подается необходимый объем топлива. Именно так и выполняется достижение заданного режима скорости для авто в случае установки на нем пассивного круиз-контроля. Для данного сервиса существуют некоторые ограничения: его невозможно активировать при скорости ниже, чем 40 км/ч, а также он автоматически отключается при нажатии на педаль тормоза.

    Сущность установленного адаптивного круиз-контроля значительно более широка. Данная система позволяет не только поддерживать соответствующий скоростной режим. Она способна оценить ситуацию на дороге, измерить скорость движения попутного автотранспорта и исходя из всех вышеперечисленных факторов поддерживать наиболее подходящий скоростной режим машины. Суть работы данного сервиса состоит в измерении скорости автомобиля, движущегося впереди, с помощью установленных видеокамер. Получив результаты движения автотранспорта, система адаптивного круиз-контроля самостоятельно подбирает необходимый скоростной режим. Второй вариант работы функции – ориентирование на разметку в занимаемой полосе, исходя из которой сервис направляет автомобиль в рамки одной полосы, при этом не корректируя его скорость. Такой вариант идеально подходит для незагруженной трассы.

    В целом, адаптивный круиз-контроль работает в скоростном режиме от 30 до 200 км/ч и способен сигнализировать водителю о необходимости выполнить перестроение либо нажать на педаль тормоза. Наиболее «умная» система способна сама сбросить скорость, вплоть до полной остановки автомобиля, а затем возобновить его движение. Чаще всего она построена на определении скорости попутных автомобилей при помощи встроенных лазеров либо радаров. Недостатками можно назвать дороговизну радарных систем, а также неспособность полноценно работать лазерные датчики в условиях плохой видимости на дороге, загрязненности других машин и т.д.

    Порядок применения системы и основные ошибки

    Как правило, система круиз-контроля применяется на загородных трассах, где необходимо достаточно долгое время удерживать один и тот же скоростной режим. Не рекомендуется использовать сервис на дорогах, содержащих массу спусков и подъемов, поскольку автомобилю будет сложно постоянно корректировать мощность работы двигателя. Кроме того, нежелательно пользоваться данным опционалом на обледеневших и мокрых дорогах, в условиях плохой видимости и при прочих сложных ситуациях, поскольку это может привести к созданию аварийной ситуации. Сам механизм управления системой, чаще всего, располагается на рулевом колесе и представлен кнопкой включения/выключения, клавишей настройки скоростных показателей автомобиля и их постепенного увеличения либо уменьшения. Кроме того, деактивация работы данного ассистента выполняется при помощи нажатия на педаль тормоза.

    Как проверить работоспособность системы и что означают коды ошибок

    Если работа ассистента происходит с ошибками и сбоями, что наводит на мысль о ее выходе из строя, то водитель всегда может проверить его корректность и понять, что именно стало причиной поломки. Процесс испытания круиз-контроля выглядит следующим образом:

    • необходимо включить зажигание автомобиля;
    • активировать систему, нажатием кнопки включения;
    • зажать на 3-5 секунд клавишу Resume;
    • после этого, на экране бортового компьютера высветится код ошибки, из-за которой происходит сбой в работе системы.

    Если же на дисплее никакие коды не высветились, то можно попробовать перезапустить сам круиз-контроль. Для этого понадобится с включенной системой набрать скорость в 16 км/ч, а затем отключить ассистента.

    В случае, когда система выдала соответствующий код ошибки, водитель самостоятельно может понять в чем причина и попробовать устранить образовавшуюся проблему. Как правило, основные коды отказа круиз-контроля выглядят так:

    • код 01 – означает, что существует проблема с проводами, которые соединяют блок управления круиз-контролем с самой системой;
    • код 05 – нужно убедиться в том, что предохранитель системы в рабочем состоянии либо перепроверить провода, подходящие к блоку предохранителей;
    • код 07 – необходимо проверить насколько корректно работает датчик нажатия педали тормоза.

    В целом, система круиз-контроля, а в особенности, адаптивного, достаточно популярна и активно применяется большинством компаний-автопроизводителей. Она позволяет получить комфорт от поездки не только пассажирам, но и водителю, а также способна предупредить ДТП, заблаговременно снизив скорость транспортного средства и предупредив об опасном сближении с впереди идущим автомобилем.

    Автор: Константин Старченко

    Нет больше статей