Практически все автомобилисты наслышаны о таком понятии, как крутящий момент, так как производители активно указывают данное значение в полях с техническими характеристиками с описанием авто. Однако, далеко не каждый водитель, даже с богатым опытом, имеет точное представление о том, про какую именно величину идет речь, за что в транспортных средствах отвечает этот самый параметр, и в чем он измеряется. Так как в отношении этого показателя у многих автомобилистов имеется масса вопросов, здесь предстоит наглядно рассказать про крутящий момент, его применение, назначение, а также принцип расчета, чтобы впоследствии каждый автовладелец мог не просто смотреть на цифры, но и иметь представление о величине.

Что такое крутящий момент

Практически все современные автопроизводители в процессе создания и последующей маркировки своих моторов используют объем камер сгорания, либо мощность силового агрегата. Как показывает практика, эти параметры уже достаточно давно устарели. Если привести пример 50-летней давности, когда тяга атмосферных моторов напрямую зависела от расточки блока цилиндров, то теперь все поменялось и на первый план выходят полностью новые технологии. При этом, если брать в сравнение равные по объему силовые агрегаты прошлого и настоящего, то конечная мощность выросла почти в два раза. За примером ходить далеко не нужно. Взять можно в сравнение обычный 2,0-литровый мотор BMW или Volvo, которые при рядном расположении цилиндров способны выдавать до 400 лошадиных сил. Иными словами, современные 4-цилиндровые агрегаты с турбокомпрессором по своей мощности и тяге существенно превосходят прожорливые V8, используемые порядка 15 лет назад. Добиться такого эффекта производителям удалось за счет установки ступенчатого наддува, а также более сложной системы впрыска топлива.

    По этой причине можно с уверенностью сказать, что лошадиные силы также уже не могут в полной мере описать характеристики силового агрегата. Транспортное средство с небольшим показателем «лошадей» на практике может оказаться существенно резвее и динамичней, нежели другое более мощное авто. Так, к примеру, современные дизеля существенно опережают бензиновые моторы в плане тяги, из-за чего и демонстрируют более внушительную динамику. По этой причине, автомобильным производителям потребовалась совершенно иная характеристика для силовых агрегатов, которая смогла бы в полной мере описать все возможности современного двигателя. По этой причине, производители как раз и задействовали такой термин, как крутящий момент силового агрегата.

    Из чего берутся лошадиные силы двигателя

    Примечательно, но такой вариант измерения, как лошадиные силы, появился еще в восемнадцатом веке, когда английский изобретатель Джеймс Уатт в 1789 году предложил установить данный термин, чтобы характеризовать мощность силового агрегата. Это произошло благодаря минувшим событиям, когда в самом начале промышленной революции на территории Англии в рудниках, а также на мельницах и в портах для подъемных механизмов в качестве основной силы применялись лошади. Этих животных запрягали, после чего запускали по кругу, чтобы создавалось необходимое усилие.

    Примечательно, что на тот момент такое животное, как лошадь весом порядка 500 килограмм, могло благодаря налаженной системе обеспечить грузоподъемность крану до 90 кг. При этом, скорость вращения или подъема составляла 1 м/с. На тот момент большие груза поднимали отдельными бочками либо соответствующими кулями, чей вес мог достигать отметки 140 – 190 килограмм. Исходя из этого можно сделать вывод, что стандартная лошадь за восемь часов работы при движении со скоростью 3 км/ч свободно могла перегрузить порядка 14 тонн груза. В итоге, такую работу животного и прописали в качестве основного термина для характеристики мощности двигателя.

    Примечательно, что первые механизированные средства или паровые машины могли выполнять такую же работу заметно быстрее, чем обычная лошадь. Это было возможно благодаря моторам, чья мощность доходила до нескольких лошадиных сил. Учитывая это можно подытожить, что мощность в текущем понимании — это не спортивная динамика автомобиля, не иная величина, а ничто иное, как определенная работа, которая совершается за определенную единицу времени. Отчасти, это также относится и к такому параметру, как крутящий момент, который также характеризует мощность силового агрегата.

    Крутящий момент

    В любом современном двигателе внутреннего сгорания применяется, по сути, тот же принцип, что и описывался ранее. Однако, здесь в качестве силы выступает уже поршень, который в процессе работы проталкивает горючую смесь до того момента, пока не произойдет взрыв смеси воздуха и топлива. Как бы это странно не звучало, но в данном случае поршень как раз и выступает в роли той самой лошади, которая прилагает усилия, чтобы создать движение и передать его на колеса. Как правило, чем быстрее поршни вращаются в двигателе внутреннего сгорания, тем больше число оборотов. И соответственно выше отдача и мощность.

    При этом, если взять за основу силу поршня, а после эту величину умножить на длину присутствующего рычага, то в конечном итоге и получается крутящий момент, который и демонстрирует тягу мотора. Этот показатель принято выражать в Ньютон-метрах, где один Н*м соответствует усилию в один ньютон, умноженный на рычаг, длиной в один метр. Учитывая это, можно сделать небольшой промежуточный вывод, что чем больше предусмотренный рычаг, тем больше тяги может выдавать силовой агрегат. Именно поэтому, если у двигателя внутреннего сгорания задан высокий крутящий момент, то и колеса автомобиля за определенную единицу времени смогут раскручиваться заметно быстрее. По этой причине транспортное средство заметно приобретает в динамике.

    Как добиться быстрого разгона автомобиля

    Подводя небольшой промежуточный итог можно подытожить, что крутящий момент — это крайне важная величина в характеристиках современного автомобиля, от которой напрямую зависит динамика транспортного средства. Если крутящий момент выше, то и лошадиные силы агрегата, размещенного в подкапотном пространстве, становятся заметно сильнее. Также не стоит забывать о том, что при помощи такого параметра, как крутящий момент, определяется заявленная эластичность двигателя. Иными словами, это указывает на продолжительность одинаковых показателей тяги в большом разбросе диапазона оборотов. В частности, многие автомобилисты предпочитают, чтобы самый высокий крутящий момент был на старте, так как это влияет на разгон, что отразится на ускорении автомобиля и его динамике.

    По этой причине, для уверенного и резкого старта автомобилистам стоит рассматривать автомобили с дизельными силовыми агрегатами. Такие модели быстро стартуют, а в случае наличия турбокомпрессора и вовсе могут удерживать необходимую тягу вплоть до высоких оборотов. Существенно уступают дизелям стандартные атмосферные бензиновые моторы, которые для лучшего эффекта необходимо раскручивать до трех и выше тысяч оборотов. У двигателей с турбокомпрессорами такой беды нет, правда их крутящий момент также проваливается при достижении определенных показателей на тахометре.

    Что же касается лошадиных сил, то они требуются совершенно для другого. С помощью такого термина выражается готовность силового агрегата оказывать сопротивление встречному ветру, а также иным нагрузкам, с которыми будет сталкиваться транспортное средство при последующей повседневной эксплуатации. Здесь необходимо отдать должное, что высокая мощность автомобиля, чаще всего отражается в максимальной скорости авто.

    Также необходимо упомянуть, что лошадиные силы — это вполне надежная и проверенная характеристика, которая хоть и устарела, но все еще актуальна, учитывая современные реалии. Тем более, что с помощью данного параметра и применения некоторого хитрого программного обеспечения можно прибавить мощность мотору или наоборот ее снизить. Этим пользуются многие современные автомобильные компании, которые в теории раздувают мощность силового агрегата в своей модели, но по факту будущий автовладелец не замечает существенной отдачи. Именно поэтому количество крутящего момента (Н*м) в маркировке двигателя для очередного транспортного средства значительно важнее, нежели число лошадиных сил, которое заявлено производителем.

    Вывод

    Необходимо принимать во внимание тот факт, что термин крутящий момент – это довольно сложное определение, с которым разобраться сможет далеко не каждый автомобилист. Однако, это никак не умаляет значение такой характеристики, из-за чего современным автолюбителям будет полезно уточнить соответствующую информацию, чтобы в дальнейшем не вестись на громкие заявления автопроизводителей касательно мощности силового агрегата в своей новой модели, так как уже стало очевидно, что этот параметр нередко раздувается искусственно, и точные характеристики мотора можно будет отследить по крутящему моменту, чтобы сделать предположение, будет ли новое авто радовать своей динамикой и скоростью или нет.

    Автор: Олег Мокров

    Нет больше статей