Подушка безопасности – одно из основных приспособлений, которое защищает водителя и пассажиров во время дорожно-транспортного происшествия. Она раскрывается в момент удара и помогает не столкнуться с рулевым колесом, приборной панелью или другими деталями кузова и салона. Все современные транспортные средства комплектуются подушками безопасности и, как показывает практика, они смогли спасти жизнь уже не одному десятку людей.

История возникновения

Первый прототип такого устройство был запатентован в 1941 году. Развитию технологии помешала вторая мировая война и инженерам пришлось отложить данную разработку в долгий ящик. Они приступили к возобновлению работы уже после окончания военных действий. Примечательно, что идея создания подушек пришла в голову сразу двум инженерам, которые жили на разных континентах и даже не были знакомы. Так, 18 августа 1953 года американец Джон Хетрик получил патент на систему, которая бы защищала от ударов об твердые детали в салоне транспортного средства. В этом же году спустя всего три месяца аналогичный документ получил немец Вальтер Линдерер.

    Джон Хетрик решил создать свое устройство после того, как попал на автомобиле в ДТП. В тот момент в салоне была вся его семья, но к счастью никто не пострадал. Но это происшествие произвело большое впечатление на американского инженера. На следующий день он приступил к работе над устройством и создал первые чертежи. После этого подушки безопасности неоднократно модернизировались. Их серийное производство началось в 70-х годах прошлого столетия. Впервые они стали устанавливаться на автомобили марки Форд.

    Подушки в современных машинах

    Сегодня все современные транспортные средства комплектуются airbag. В машине может устанавливаться от одной до семи подушек. Все зависит от модели и марки автомобиля, а также его ценовой категории. Главная функция приспособления – защита водителя и пассажиров от повреждений при столкновении с объектом на большой скорости. Стоит отметить, что устройство работает должным образом только, если человек пристегнут ремнем безопасности. В противном случае это может привести к дополнительным травмам.

    Виды подушек

    Подушки разделяются на несколько типов в зависимости от того, где они размещены в салоне транспортного средства:

    • фронтальные – они защищают водителя и переднего пассажира. Водительская размещена в рулевом колесе, пассажирская – в верхней части «приборки». Впервые данное устройство появилось в машинах марки Мерседес-Бенц в 1981 году;
    • боковые – их первыми начали использовать инженеры бренда Вольво. Они защищают человека при боковом ударе. Чаще всего приспособление крепится к спинке передних кресел;
    • коленные – необходимы для защиты одноименной части тела. Такая подушка размещена под бардачком. В некоторых машинах они доступны и для пассажиров заднего ряда;
    • головные или шторки – защищают голову в момент столкновения. Устанавливаются между стойками;
    • центральная – данное устройство было изобретено автоконцерном Тойота в 2009 году. Подушка защищает пассажиров от вторичных повреждений при боковом ударе.

    Устройство

    Конструкция подушки довольно простая. В состав модуля входят всего два элемента:

    • подушка или сумка – это тонкая оболочка из нейлона, толщиной не более 0,4 миллиметров. Она может выдерживать высокие нагрузки. Сумка укладывается в отдельную нишу, которая закрывается накладкой из ткани либо пластика;
    • газогенератор – с его помощью обеспечивается «выстреливание» подушки». Он может быть одно- либо двухступенчатым. Второй оснащается парой пиропатронов, в которых содержится материал, схожий по свойствам с порохом. В свою очередь газогенераторы разделяются на твердотопливные и гибридные (в первом находится твердое топливо, во втором – инертный газ).

    Принцип работы

    Подушка безопасности функционирует по следующему принципу:

    • при столкновении первым делом срабатывают датчики в той части, на которую пришелся удар. Это происходит на скорости выше 20 км/ч. Датчики также определяют наличие пассажиров в ТС и силу удара;
    • затем сигнал отправляется в электронный блок управления. Он то и принимает решение о выбросе подушки безопасности;
    • далее информация передается на газогенератор. В нем срабатывает пиропатрон, образующий повышенное давление и тепло;
    • в результате срабатывания в газогенераторе сгорает натриевая кислота, которая выделяет большое количество азота. Он поступает в сумку и раскрывает подушку (скорость раскрытия порядка 300 км/ч);
    • перед заполнением азот попадает в металлический фильтр и остужается.

    Полное открытие подушки занимает не более 30 миллисекунд. Форма устройства сохраняется порядка 10 секунд. После срабатывания подушку нельзя повторно использовать или отремонтировать. Автомобилисту необходимо обратиться на СТО и полностью заменить модуль.

    Где находится подушка в автомобиле

    В салоне транспортного средства места, где размещены подушки, помечены специальным значком airbag. Они выдавлены либо на пластике на приборной панели, либо нанесены на бирки из ткани. Как правило, все основные подушки, кроме боковых, установлены на пластиковых деталях обшивки. Специалисты не рекомендуют самостоятельно разбирать элементы салона рядом с ними при включенном аккумуляторе. Это может привести к срабатыванию подушки, что, в свою очередь, может повлечь серьезный вред для здоровья человека.

    Можно ли деактивировать подушку безопасности

    Эксперты не советуют отключать полушки безопасности в автомобиле самостоятельно, так как они обладают очень важной задачей. Это может принести больше вреда, чем пользы. Однако отключить подушки все же возможно. Деактивацию устройства необходимо произвести в следующих случаях:

    • при перевозке беременной женщины;
    • при перевозке пожилых людей;
    • при наличии у водителя или пассажиров болезней суставов и костей.

    Также подушка отключается в случае перевозки на переднем сиденье ребенка в специальном кресле. Дело в том, что такие устройства и так обеспечивают несовершеннолетнему пассажиру достаточную защиту. А подушка во время срабатывания может нанести травмы ребенку. Для отключения приспособления необходимо обратиться к мануалу на транспортное средство.

    Можно ли установить дополнительную подушку

    Этим вопросом задаются те автомобилисты, которым при покупке нового транспортного средства не хватило денег на дополнительную подушку, или те, которые хотят повысить безопасность свей старой машины. В теории, установить еще одно приспособление возможно. Однако на практике это экономически нецелесообразно. Да и мало какой автосервис сделает эту работу качественно.

    Основные неисправности

    Если в автомобиле возникают проблемы с подушками безопасности, то об этом сразу сигнализирует система машины, выводя соответствующее предупреждение на приборную панель. На ней загорается лампочка, внешний вид которой зависит от марки и модели транспортного средства.

    В целом, подушка – одно из основных средств безопасности в автомобиле. Она защищает не только водителя, но и пассажиров машины. Так что чем их больше, тем лучше. В большинстве случаев автомобилистам никогда не приходится пользоваться подушками, но на всякий случай необходимо периодически проверять их исправность.

    Автор: П. Афанасьев

    Нет больше статей