Комфорт и безопасность пассажиров являются чрезвычайно важными факторами для автопроизводителей при выпуске современных автомобилей. Причем, если еще 5-10 лет назад электронные помощники при управлении авто были присущи только наиболее дорогим моделям, в последнее время даже бюджетные комплектации оснащаются целым рядом ассистентов. Одной из важнейших для водителя является система помощи при старте на подъеме (Hill-Start Assistant Control). Чтобы владелец авто понимал, как работает данная опция и когда она способна помощь, нужно четко понимать суть такого сервиса, а также принцип его действия.

В чем суть ассистента HAC

Своим появлением сервис помощи водителю HAC обязан японскому автопроизводителю Toyota. Специалисты автокомпании разработали данный ассистент, который позволяет предотвратить откатывание машины в обратном направлении во время начала движения на гору. Наличие подобного ассистента позволяет автомобилисту не использовать ручной тормоз. Использование подобного помощника чрезвычайно важно во время начала движения на крутых подъемах, где многие автолюбители не способны удержать автомобиль и допускают его откат под уклон либо глохнут.

    Появление ассистента HAC стало возможным благодаря существованию системы динамической стабилизации. По своей сути, данный сервис является не отдельным техническим элементом, а предполагает установку дополнительного ПО к существующей системе стабилизации. Его применение и позволяет автомобилю не скатиться вниз во время старта движения на подъеме. Благодаря использованию системы помощи для автомобиля создается тормозное усилие, за счет которого машина удерживается в течение нескольких секунд в неподвижном состоянии.

    Принцип работы HAC

    Суть работы данного ассистента можно описать следующим образом – после того, как водитель убирает ногу с педали тормоза, давление в тормозной системе снижается крайне медленно, что предусматривает удержание авто в статичном виде в течение нескольких секунд. Подобный сервис будет работать при соблюдении следующих условий:

    • угол наклона, при котором возможна сработка ассистента составляет 5 и более градусов;
    • в автомобиле включено зажигание и двигатель работает;
    • тормозная педаль выжата.

    Сам принцип работы ассистента предполагает четыре основных цикла:

    • создание – в данный период наблюдается максимальное тормозное усилие в следствии нажатия педали тормоза;
    • удержание – тормозное давление удерживается на высоком уровне до того момента, пока автомобиль не тронется с места;
    • снижение – усилие тормозной системы становится слабее;
    • сброс – в системе отсутствует тормозное давление.

    В каких ситуациях ассистент сможет помочь водителю

    Благодаря наличию помощника при начале движения на подъеме водитель может избежать проблем в следующих сложных ситуациях:

    • двигатель автомобиля глохнет во время максимальной нагрузки и недостаточного использования педали газа;
    • некачественное покрытие, гололед, мокрый асфальт, в результате чего происходит пробуксовка колес автомобиля;
    • откатывание машины;
    • различное сцепление ведущих колес с дорогой в ситуации, когда одно из колес попадает на заснеженную часть дороги.

    По каким причинам система может не работать

    Как правило, ассистент помощи при трогании на подъеме, который встроен в основной блок управления помощниками ABS либо ESP, не работает в следующих ситуациях:

    • не работает сам блок управления системами;
    • есть проблема с датчиками вращения колес;
    • произошел обрыв электропроводки либо датчиков;
    • чрезмерный износ тормозных колодок;
    • в тормозной системе не хватает жидкости;
    • между тормозными дисками и колодками присутствует жидкость, которая не позволяет применить эффективное торможение.

    На каких автомобилях система может быть задействована

    Как известно, сама система предназначена для защиты автомобилей от скатывания при начале движения на подъеме, уклон которого превышает 5 градусов. Первоначально разработчики планировали использовать ее лишь на моделях, оснащенных коробкой-«автомат». Однако, после великолепных результатов, продемонстрированных сервисом при работе в паре с автоматической КПП, производители приняли решение попробовать задействовать аналогичную систему и на машинах, оборудованных механической трансмиссией. Несмотря на то, что разработчики пересмотрели принцип действия ассистента и постарались адаптировать его под «механику», отзывы о его работе в данном случае не настолько хороши, как для автомобилей с АКПП. Основная проблема в том, что сервис не понимает, когда водитель начинает движение, а когда выполняет обычную перегазовку. В результате, вместо помощи владелец авто может получить дополнительные проблемные ситуации. Поэтому, если автомобиль, оснащенный механической КПП, оборудован подобным сервисом, то водителю потребуется пройти ряд тренировок, чтобы адаптироваться к его работе.

    Основные недостатки ассистента

    Как и большинство электронных систем, данный помощник наряду с массой положительных качеств имеет и немало недостатков. К их числу можно отнести:

    • «непонимание» ситуации, особенно в случае, если автомобиль оснащен механической КПП;
    • в случае выхода из строя, система может потребовать обращения в специализированный сервис и дорогостоящего ремонта.

    В целом нужно сказать, что наличие ассистента, помогающего не допустить скатывание автомобиля во время начала движения на подъеме, является весьма важным и полезным моментом в его комплектации. Особенно важно наличие данного сервиса для начинающих автомобилистов, которые имеют небольшой стаж вождения и не всегда способны проявить должную реакцию на внештатные ситуации на дороге.

    Автор: Константин Старченко

    Нет больше статей