Рулевое управление – один из основных механизмов транспортного средства. Без него рулежка машиной становится невозможной. В современных автомобилях устанавливаются разные по типу и устройству механизмы. Также может меняться положение рулевого колеса – левое или правое. Простыми словами РУ представляет собой придаточный механизм, который передает тягу от руля до колес машины.

Что такое рулевое управление

Как уже было упомянуто, рулевое управление является основой автомобиля. Это не отдельный механизм, а целый набор деталей и узлов. Их главная задача – передача положения руля на угол поворота передних покрышек транспортного средства, а также поддержание направления движения, заданного автовладельцем. При повороте рулевого колеса угол наклона передается на рейку. В результате того покрышки меняют свое положение, что приводит к изменению направления движения машины.

    Устройство

    Выделяют несколько вариантов РУ, которые отличаются по своему строению. Основными являются реечный и червячный механизмы. Также на некоторых автомобилях встречается винтовой. При этом, независимо от типа большая часть деталей механизма будут следующими:

    • рулевое колесо;
    • усилитель управления;
    • рулевой механизм;
    • колонка, передающая угол наклона;
    • привод;
    • некоторые второстепенные элементы, зависящие от типа управления.

    Рулевое колесо

    Это одна из самых важных деталей. Без нее сложно представить функционирование всей системы. Как правило, руль бывает круглой формы. В зависимости от страны эксплуатации транспортного средства он может располагаться справа или слева. Главная функция этого устройство – указание направления машины. Для этого его необходимо повернуть в одну из сторон. В более дорогих и современных моделях авто руль комплектуют подогревом и кнопками управления различными опциями, а также подрулевыми лепестками.

    Рулевая колонка

    Второй по важности механизм. Его задача – передача угла наклона руля на колеса для их поворота. Конструктивно он представляет собой вал с шарнирными соединениями. В современных ТС управление передачей может осуществляться за счет электроники. Для безопасности рулевая колонка может быть укомплектована системами электронной или механической блокировки. Это позволит защитить машину от угона.

    Рулевой механизм

    Эта деталь может иметь разную конструкцию. Все зависит от конкретной компании-производителя и марки транспортного средства. Как правило, данное устройство состоит из редуктора и придаточного механизма. Последний необходим для соединения колонки и рулевой рейки.

    Усилитель

    Этот механизм необходим для обеспечения комфорта водителя автомобиля. С его помощью повышается КПД передачи усилия поворота от рулевого колеса к приводу. Также усилитель делает этот процесс мягче, убирая рывки и нагрузку.

    Рулевой привод

    Это не одна деталь, а совокупность сразу нескольких элементов. В большинстве случаев в данный механизм входят рычаги, наконечники и рулевые тяги.

    Виды и принцип работы

    Выделяют три основных вида РУ: реечный, червячный и винтовой. Самым распространенным является первый. У него достаточно простая конструкция и высокий КПД. Реечный механизм базируется на рулевой рейке с шестерней. Последняя размещается на валу и постоянно находится в связке с рейкой. При вращении рулевого колеса рейка с помощью шестеренки перемещается в горизонтальном положении влево или вправо. Одновременно с этим двигаются и тяги, которые передают усилия на колеса авто. Плюсами данного механизма являются простая конструкция, надежность и низкая стоимость. В качестве недостатков устройства называют чувствительность к любым неровностям на дороге.

    Червячный механизм самый старый среди всех. Его можно встретить на классических представителях АвтоВАЗа, а также на некоторых внедорожниках. В паре с данным механизмом, как правило, устанавливается зависимая подвеска. Конструктивная особенность этого устройства – наличие червячного ролика, который заменил собой шестерню, а также картера и рулевой сошки. Сам «червяк» расположен в нижней части рулевого вала и находится с постоянном сцеплении роликом. Благодаря подобной конструкции вал поворачивается, передавая усилия на колеса машины. С таким механизмом транспортное средство становится более маневренным, оно может повернуть колеса на больший угол, а также на руль не передаются дорожные неровности. Однако данную конструкцию очень дорого обслуживать ввиду ее сложности.

    Винтовое рулевое управление соединяется с помощью гайки и шариков специального винта. Как правило, таким механизмом комплектуются грузовые машины, автобусы и легковушки повышенного класса. Принцип работы «винта» практически такой же, что и у «червяка». Износ такого устройства минимальный, а детали ломаются крайне редко.

    Виды усилителей

    Чтобы автолюбителю было проще управлять своим транспортным средством, его оснащают усилителем рулевого колеса. Выделяется три вида данного механизма:

    • гидравлический – самый распространенный вид усилителя. Его любят за компактные размеры, простую конструкцию и ремонтопригодность. При этом необходимо постоянно следить за уровнем технической жидкости;
    • электрический – самый современный на сегодня механизм. Его просто настраивать, он не «ест» топливо за счет дополнительной нагрузки на силовой агрегат и считается достаточно надежным. Главный плюс ЭУР – машина управляется без участия водителя;
    • электрогидравлический – он базируется на обычном гидравлическом усилителе, но насос приводится в действие с помощью электроники.

    Правый или левый руль

    Многие автомобилисты знают, что в машине руль может находиться, как справа, так и слева. Влияет на данный фактор страна-производитель и само место эксплуатации ТС. По официальной статистике, больше всего в мире «леворуких» машин. Стоит отметить, что под положение руля необходимо адаптировать редуктор. При этом на любом автомобиле можно поменять расположение рулевого колеса. Особенно это просто, если машина комплектуется системой гидрообъемного механизма управления. В этом случае меняется передняя панель, переставляются руль и кардан.

    Регулировка

    Однозначно можно сказать, что рулевое управление нуждается в регулировке. Как правило, это касается черявичого элемента или шестерни-рейки. Именно в этих механизмах появляется люфт, что влияет на износ остальных деталей устройства. Если вовремя не регулировать РУ, то это может привести к полому рейки и большим денежным потерям. Для того, чтобы выполнить данную процедуру, необходимо обратиться к специалистам на СТО, которые проведут ее точно по регламенту производителя. Самостоятельно же, при наличии соответствующих навыков, можно менять лишь ряд деталей, например, подшипники.

    Возможные неисправности

    Значительных поломок у этого механизма не бывает, если не учитывать последствия после дорожно-транспортного происшествия. Как правило, у рулевой колонки изнашиваются подшипники, сальники, втулки, крепежные элементы кронштейна, карданные шарниры и шлицевые соединения. В некоторых случаях расшатывается защитный кожух. Заметить поломку РК достаточно просто. Она начинает хрустеть при поворотах, стучать, вибрировать, появляются люфт и скрип.

    Ремонт рулевой колонки возможен в следующих случаях:

    • износился кардан. В этом случае меняется вся система. Если автомобилист делает ремонт своими руками ему параллельно необходимо выяснить, что стало причиной поломки и устранить ее;
    • износилась резьба крепления рулевого колеса. Причиной этому чаще всего служат агрессивный стиль вождения и влага. Сама резьба не восстанавливается, вал меняется полностью;
    • износились подшипники. В этом случае они разбираются, старый выбивается, а новый запрессовывается. Это вполне можно сделать собственноручно;
    • появилась коррозия на шлицевом соединении. Это происходит из-за влаги, которая скапливается под водительским ковриком. Небольшое количество ржавчины можно сошлифовать, в противном случае меняется весь узел.

    Отметим, что рулевая колонка не только один из самых важных, но и один из самых крепких механизмов транспортного средства. Она может прослужить долгие годы при условии постоянного, качественного сервисного обслуживания. При этом большую часть работ можно сделать самостоятельно.

    Автор: П. Афанасьев

    Нет больше статей