Каждый автопроизводитель в борьбе за покупателя старается снабдить выпускаемые автомобили уникальными возможностями, которые будут повышать безопасность и комфорт их пассажиров. Одним из основных сервисов, которые позволяют водителю как можно дольше не уставать от процесса управления, является адаптивный круиз-контроль. Благодаря появлению подобного ассистента, у водителя нет необходимости постоянно держать ногу на педали газа при длительных междугородних поездках по трассе, а также во время движения в городском режиме, поскольку автомобиль может поддерживать необходимый скоростной режим самостоятельно, благодаря получаемым данным о дорожной обстановке вокруг.

В чем суть адаптивного круиз-контроля

Впервые система постоянного поддержания скорости была представлена автоконцерном Chrysler в 1958 году. Чуть позже, в 1965 году, еще одна компания – American Motor, доработала существующую технологию, сделав ее максимально близкой к существующей в нынешнее время. В 80-е годы многие автопроизводители начали интересоваться возможностью установки в автомобиль такого сервиса как автопилот, а в 90-х годах впервые была представлена система адаптивного круиз-контроля. Ее главным отличием от стандартного «круиза» является возможность не только удерживать заданный параметр скорости, но и самостоятельно принимать те или иные решения относительно сбрасывания скорости либо полной остановки машины, исходя из складывающейся обстановки на дороге.

    Установка адаптивного круиз-контроля (АСС) в современных условиях производится на многие иностранные автомобили. Несмотря на то, что полностью положиться на ассистента АСС водитель пока еще не может ввиду различных технических особенностей и нюансов движения на дороге, но вот значительно облегчить процесс управления авто вполне возможно. Благодаря наличию значительного количества настроек, автомобиль, оснащенный адаптивным круиз-контролем, способен самостоятельно выбирать нужную скорость движения, соблюдать дистанцию между попутным автотранспортом и выполнять полную остановку в случае необходимости.

    Основные элементы системы

    Современный ассистент АСС состоит из таких частей:

    • датчики, благодаря которым происходит определение скорости движения попутных авто и расстояния между движущимися машинами. Радиус действия подобных устройств абсолютно разный — от 40 до 200 метров. Их крепление, как правило, происходит на переднем бампере либо решетке радиатора, а принцип работы основан на работе с ультразвуковыми либо лазерными волнами;
    • сам блок управления АСС, который принимает данные волны, обрабатывает их, а также проводит сверку с теми параметрами, которые задал водитель автомобилю. Данный блок способен точно определить, какое расстояние до впереди идущего авто, вычислить значение его скорости, проанализировать полученные данные и сравнить и с режимом движения своего автомобиля, выдать рекомендации о наборе скорости либо торможении;
    • дополнительное оборудование либо ПО, которое передает команды на иные системы машины – тормозную, курсовой устойчивости, дроссельную заслонку и т.д.

    Главные возможности АСС

    Если сравнивать функционал адаптивного с классическим круиз-контролем, то первый имеет значительно более широкий функционал. Главное преимущество данной системы – возможность самостоятельного управления динамикой движения, набор скорости до заданных водителем параметров либо ее снижение в случае сближения с препятствиями. По сути, название адаптивный как раз и характеризует все функции. Она способна приспосабливаться к реальным дорожным условиям, анализировать происходящее и принимать соответствующие решения.

    Виды систем круиз-контроля

    Современные системы круиз-контроля представлены широким спектром различных устройств, которые различаются, прежде всего, по своему функционалу. Наиболее популярными являются:

    • стандартная система круиз-контроля. Суть ее работы состоит в поддержании того скоростного режима, который указал водитель. Никакими дополнительными возможностями она не обладает;
    • адаптивный – способен подстроиться под дорожные условия, соблюдать безопасную дистанцию между машинами, а также самостоятельно регулировать скорость езды;
    • полуавтономный – его еще называют АСС второго поколения. Помимо выполнения различных заданий водителя способен самостоятельно вмешаться в управление. Данную систему можно назвать автопилотом;
    • ограничитель скорости – не выполняет никаких функций, кроме одной – ограничивает предельную скорость авто.

    Принципы работы системы АСС

    В соответствии с общепринятыми стандартами, все автопроизводители настраивают работу данного ассистента таким образом, что он может начинать свое действие на скорости не менее, чем 30 км/ч, а предельное значение составляет 180-200 км/ч. Активация сервиса осуществляется с помощью специальных кнопок либо селекторов, которые, чаще всего, выводятся на рулевое колесо автомобиля. Включение выполняется с помощью клавиши On/Off либо Set, а отключение происходит сразу же после нажатия на педаль тормоза либо сцепления. Скоростные ограничения задаются автомобилю с использованием кнопки Set, а клавиши «+» либо «-» позволяют увеличивать либо снижать предельный скоростной порог.

    Преимущества и недостатки адаптивного круиз-контроля

    Как и все электронные механизмы, адаптивный круиз-контроль имеет ряд серьезных преимуществ, а также некоторые недостатки. К плюсам использования данной системы можно отнести:

    • возможность сэкономить на расходе топлива от 2-3 до 10%;
    • водитель может управлять автомобилем более расслаблено, не заботясь о постоянном контроле скорости;
    • в случае возникновения экстренной ситуации на дороге АСС способен моментально отреагировать и внести соответствующие корректировки в скоростной режим.

    В список основных минусов от использования данной системы можно включить:

    • возможность различных технических поломок в процессе использования, что может привести к негативным последствиям на дороге, а также необходимости значительных финансовых трат в случае проведения ремонта системы;
    • психологическую расслабленность водителя. Поскольку автомобиль самостоятельно сохраняет и корректирует скоростной режим, автомобилист может чрезмерно расслабиться и потерять бдительность, что может привести к возникновению аварийных ситуаций на дороге.

    Дополнительно нужно отметить, что в качестве рекомендации разработчики данного сервиса не советуют его применять в условиях плохой видимости, непогоды либо некачественного дорожного покрытия. Электронные системы в подобной ситуации могут давать сбои, в результате чего на дороге рискует создаться внештатная ситуация.

    В целом систему адаптивного круиз-контроля можно назвать достаточно надежной и важной. Благодаря ее применению водитель может не контролировать на постоянной основе скорость движения авто, но все же бдительность лучше сохранять, чтобы не возникали какие-либо проблемные ситуации.

    Автор: Константин Старченко

    Нет больше статей