В современном мире многие страны вводят в эксплуатацию целые дороги либо их отдельные участки, которые являются платными. На таких дорогах, как правило, водители практически не стеснены никакими ограничениями, а также могут рассчитывать на помощь, в случае необходимости, и получение дополнительного сервиса. Именно, с целью оперативной оплаты за проезд по данной территории и была внедрена специальная система автоматического сбора пошлины (ETC). Она представляет собой особый электронный сервис, при помощи которого взимается плата за использование платной дороги либо ее отдельных участков.

История появления данного сервиса

Первой страной, развернувший полноценный комплекс с системой ЕТС, была Италия. В 1989 году сервис был применен на одной из национальных автомагистралей. А первой страной, которая внедрила данную систему в широкомасштабном формате, оказалась Норвегия. Причем с 1991 года в Тронхейме доступна возможность выполнить оплату за проезд по платной дороге на полной скорости без каких-либо дополнительных условий либо применения иных сервисов. В данный момент технология ЕТС активно применяется во многих странах мира.

    Как работает технология

    Суть работы системы ЕТС сводится к тому, что на определенном участке дороги должно быть установлено оборудование, которое позволит выполнить операцию по взиманию пошлины за проезд автомобиля без его остановки. Как правило, такая территория представлена специальным пунктом, который состоит из ворот, через которые машина в обязательном порядке должна проехать. Сами ворота оборудуются считывающим устройством, которое фиксирует сигнал, исходящий от транспондера (идентифицирующего элемента) автомобиля. При проезде через них, возможно, потребуется снижение скорости движения транспортного средства, однако полностью останавливаться не нужно.

    В целом, работу подобной системы можно отобразить в виде четырех основных этапов:

    • идентификация, въезжающего в зону контроля, автотранспорта;
    • классификация автомобилей;
    • обработка транзакции;
    • обеспечение соблюдения взимания пошлины.

    Первый этап как раз и представляет собой взаимодействие транспондера автомобиля и идентификатора, установленного в воротах пункта проезда. Главным плюсом от использования таких транспондеров является их абсолютная точность и возможность считывания на высокой скорости. В некоторых случаях применяются специальные штрих-коды, выступающие в роли идентификаторов. Однако в сложных погодных условиях могут возникнуть проблемы с их считыванием.

    После того, как транспортное средство определено устройством, происходит его классификация. Это необходимо для того, чтобы определить, к какой конкретно категории автотранспорта относится данный автомобиль. Чаще всего на пунктах оплаты действую различные тарифные ставки для легковых авто, грузовиков и автобусов. Далее происходит обработка транзакции. На этом этапе система анализирует клиента, определяет была ли внесена предоплата, позволяющая проезд, либо сервису потребуется выставить счет. Как правило, все подобные пункты работают на условиях предоплаты, полученной от клиентов. Это значительно упрощает работу и исключает необходимость поиска клиентов, в адрес которых выставлены счета.

    Заключительным этапом является шаг по обеспечению взимания пошлины. Его суть сводится к тому, что пункты пропуска могут пересекать автомобили, в адрес проезда которых не внесена оплата. Такие транспортные средства фиксируются специальными камерами, установленными на каждом пункте, и передаются в базу полиции, которая в дальнейшем и обеспечивает оплату пошлины проштрафившимися водителями.

    Основные преимущества и недостатки применения технологии ЕТС

    Благодаря тому, что система взимания оплаты за проезд по платным трассам и их участкам получила активное распространение, и водители, и получатели пошлин отмечают сразу несколько преимуществ от ее использования:

    • водителю не нужно останавливаться при въезде на платный участок трассы;
    • нет необходимости иметь при себе наличные деньги, средства уже внесены в качестве предоплаты;
    • сверка информации о внесении платежа происходит в онлайн-режиме;
    • не возникает проблем с необходимостью содержания кассиров, принимающих средства и передающих сдачу водителям автомобилей;
    • исключен человеческий фактор неверного взимания суммы пошлины;
    • исключен вариант с нападением на место сбора денег, хищения либо недостачи в кассе.

    Что касается возможных минусов использования технологии автоматического сбора пошлины, то эксперты выделяют такие недостатки:

    • как и любая электронная система, ЕТС может сбоить, что приведет к некорректному удержанию средств за проезд автомобиля либо, наоборот, к их не взиманию с водителя;
    • проблемы с конфиденциальностью. По сути, проводя распознание автомобиля, система определяет, что он проезжает в конкретном месте, в конкретное время. Таким образом, злоумышленники, в случае необходимости, могут четко понимать где находится владелец авто либо лицо, которое является непосредственным водителем транспортного средства.

    В целом же, благодаря внедрению электронных систем, облегчающих и упрощающих порядок проезда платных участков автотрасс, водители не останавливаются во время движения, не создают заторов либо пробок. Наличие сервиса автоматического сбора пошлины за проезд является крайне полезной и необходимой мерой, позволяющей обеспечить максимально возможный объем сбора средств и практически полностью исключающий возможность неоплаты за поездку по такому участку.

    Автор: Константин Старченко

    Нет больше статей