Далеко не все автомобилисты, выступающие владельцами современных транспортных средств, осведомлены о том, какие именно электронные помощники присутствуют у них в авто. В частности, большинство свежих машин оборудованы такой опцией, как EBD – Electronic Brake Distribution или система электронного распределения тормозных усилий. Это вспомогательный компонент антиблокировочной системы, позволяющий распределять тормозное усилие между всеми колесами автомобиля, чтобы достигнуть оптимального результата. Так как далеко не все автолюбители осведомлены об этой опции, здесь предстоит рассмотреть ее принцип работы, а также основные компоненты.

Конструкция EBD и принцип действия системы

В тот момент, когда транспортное средство совершает экстренное торможение, то его центр тяжести планомерно начинает смещаться в сторону передней колесной оси. Затем давление, оказываемое на заднюю колесную ось, начинает стремительно снижаться. При этом, если в данный временной отрезок усилие, прилагаемое тормозной системой, распределяется равномерно между всеми колесами, то задняя ось может заблокироваться. В свою очередь, это может привести к заносу и аварийной ситуации. Также не стоит забывать о том, что в оптимальном порядке распределение тормозных усилий может потребоваться автомобилисту, если багажное отделение авто загружено, а в салоне транспортного средства присутствует не только водитель, но и пассажиры.

    В ситуации, когда транспортное средство проходит поворот и при этом водитель вынужден прибегнуть к экстренному торможению, центр тяжести резко смещается на колеса, которые идут по внешнему радиусу. Такое же явление можно наблюдать, когда определенные покрышки наезжают на поверхность с отличным сцеплением (к примеру, на ледяное покрытие или водную пленку). При таких обстоятельствах одной лишь антиблокировочной системы будет явно недостаточно. Именно поэтому, производители автомобилей стали оборудовать транспортные средства дополнительной опцией распределения тормозных усилий EBD, которая может взаимодействовать с каждым отдельным колесом в собственном порядке.

    Что касается практики, то здесь упомянутая система перераспределения усилий позволяет решить сразу несколько крайне важных задач, а именно:

    • наличие такой опции позволяет существенным образом снизить риск возникновения заноса и потери устойчивости автомобилем;
    • отслеживание степени проскальзывания каждого отдельного колеса на дорожном полотне в зависимости от дорожного покрытия;
    • возможность сохранения курсовой устойчивости автомобиля в тот момент, когда на него оказывают воздействие боковые силы;
    • изменение уровня давления тормозной жидкости в соответствующих механизмах в зависимости от сцепления с дорогой каждого колеса.

    В частности, при наличии этой системы автомобилист более защищен на дороге, независимо от погодных условий и состояния дорожного покрытия.

    Основные компоненты EBD

    Автолюбители должны принимать во внимание тот факт, что конструктивно такая система в полной мере реализована на базе антиблокировочной функции ABS, которая присутствует практически на все современных авто. В состав EBD входят следующие компоненты:

    • так как эта опция основана на системе ABS, ключевым компонентом выступают датчики антиблокировочной функции, считывающие частоту вращения колес;
    • гидравлический блок или исполнительное устройство, выполняющее необходимое распределение тормозной жидкости по основным вспомогательным элементам системы при нажатии на педаль тормоза водителем;
    • также среди компонентов в отдельном порядке стоит выделить электронный блок управления. Прибор, который считывает необходимую информацию, а также вносит необходимые корректировки.

    Примечательно, что для автомобилей, оборудованных одновременно системами ABS и EBD, электронный блок управления используется один. Этот модуль в данном случае получает соответствующую прошивку, чтобы в полной мере управлять всеми необходимыми процессами.

    Как происходит распределение тормозных усилий

    Если рассматривать функционал системы EBD, то по своей сути принцип работы этого электронного помощника схож с функцией ABS. В частности, в работе опции предусмотрены следующие последовательные шаги:

    • в первую очередь, осуществляется анализ показаний с датчиков, считывающих частоту вращения колес автомобиля;
    • если заданные параметры превышают норму, то в работу включается соответствующий заложенный алгоритм;
    • происходит закрытие впускного и выпускного клапанов, чтобы в контуре сохранялось необходимое давление;
    • далее система отслеживает момент, когда начинается блокировка колеса, после чего давление фиксируется на данном показателе;
    • следующим этапом происходит открытие выпускных клапанов, чтобы произошел сброс давления до необходимого показателя;
    • если риск блокировки остается, то система открывает клапана, чтобы уменьшить давление уже в тормозных цилиндрах;
    • после этого, в случае необходимости происходит повторное повышение давления в контуре при открытии впускного клапана;
    • как только наступает момент, когда блокируются передние колеса автомобиля, система EBD отключается и передается управление ABS.

    Этот процесс на современных автомобилях происходит непрерывно, что позволяет наиболее эффективно распределять необходимые тормозные усилия для каждого колеса в отдельном порядке. Стоит отметить, что в случае загруженности авто, распределение усилий происходит более равномерно.

    Преимущества системы EBD

    Наличие такой опции в автомобиле делает его более безопасным и предсказуемым в плане управляемости. Более того, также можно выделить сразу несколько важных преимуществ этой функции:

    • потенциал торможения реализуется наиболее эффективно;
    • система срабатывает автоматически при нажатии на педаль тормоза;
    • при наличии такой опции нет риска, что автомобиль уйдет в занос;
    • если транспортное средство оборудовано электронной функцией распределения тормозных усилий, то замедлять авто можно без риска абсолютно на любом участке дороги, в том числе и в момент прохождения затяжных поворотов.

    Также не стоит забывать о том, что при наличии такой системы в автомобиле, машина становится более устойчивой на дороге и не будет преподносить автомобилисту непредвиденные сюрпризы.

    Основные недостатки EBD

    Несмотря на тот факт, что система электронного распределения тормозных усилий в автомобиле делает массу всего полезного, есть у этой функции и характерные недостатки, а именно:

    • на скользкой дороге у автомобилей с шипованной резиной увеличивается продолжительность тормозного пути;
    • данная система неэффективно ведет себя на мягком дорожном покрытии (к примеру, песок или заснеженная трасса);
    • функцию EBD в современном автомобиле, как и систему ABS отключить достаточно сложно;
    • при наличии электронной системы распределения тормозных усилий невозможно заблокировать колеса, даже в той ситуации, когда это необходимо.

    Необходимо понимать, что эту опцию автомобильные производители используют для повышения уровня комфорта и безопасности автолюбителя при передвижении по дорогам общественного пользования.

    Нюансы, связанные с работой EBD

    Как уже было сказано ранее, система электронного распределения тормозных усилий в автомобиле — это соответствующий электронный помощник, который берет ряд задач на себя, облегчая тем самым обязанности автолюбителя. Однако, не стоит наивно полагать, что такая опция способна выручить наряду с ABS независимо от состояния дорожного покрытия и иных сопутствующих обстоятельств. В определенных ситуациях на машинах с EBD тормозной путь не только не уменьшается, но и существенно увеличивается, что требует от водителя большей концентрации на дороге. Если этот факт не принимать во внимание, то автомобилист рано или поздно рискует угодить в дорожно-транспортное происшествие, которое в условиях зимнего периода времени сулит крайне негативные последствия.

    Вывод

    Современные автомобили с системой электронного распределения тормозных усилий, а также с антиблокировочной функцией колес существенно безопасней иного транспорта, где нет соответствующих ассистентов и электронных помощников. Однако, автомобилист должен учитывать, что в полной мере эти опции не гарантируют безопасность движения, по той простой причине, что на дорогах случаются абсолютно разные явления. Именно поэтому, автовладелец должен полагаться не только на функции, ориентированные на комфорт водителя, но и на собственные силы, так как в определенные моменты никакие помощники не смогут защитить авто от столкновения, если попросту не выдерживается безопасная дистанция и скоростной режим движения.

    Автор: Олег Мокров

    Нет больше статей