Масса электронных технологий и сервисов, которые упрощают управление автомобилем и повышают комфорт от поездки, в последнее время устанавливается многими автопроизводителями. Они рассчитаны на то, чтобы влияние водителя на процесс снижалась, а сама машина могла самостоятельно принимать решения и риск возникновения ДТП сводился к нулю. Одними из наиболее популярных сервисов, которыми в последние несколько лет начали оборудоваться автомобили, являются системы автономного, а также полуавтономного управления. Безусловно, подобными технологиями пока оснащаются только наиболее дорогие автомобили. Однако с течением времени новые решения входят в повседневную жизнь большинства автомобилистов, поэтому они должны четко понимать, что означает тот или иной сервис и каков принцип его действия. Одним из них является система контроля полосы (LKA).

Что представляет собой данный сервис

По своей сути, ассистент по контролю за полосой движения представляет собой программное средство, которое сигнализирует водителю о том, что его транспортное средство выехало на встречку либо покинуло пределы дорожного полотна. Данный сервис особенно важен для тех водителей, которые длительный промежуток времени находятся за рулем автомобиля и, теряя максимально возможную бдительность, могут уйти с занимаемой полосы сами того не замечая. Благодаря тому, что данный ассистент уведомляет автомобилиста с помощью звуковых сигналов либо вибрации рулевого колеса, вероятность возникновения аварийной ситуации на дороге снижается.

    Основной функционал системы LKA

    Главной задачей данного сервиса является сохранение выбранного направления движения автомобиля, чтобы он не ушел с занимаемой полосы на дороге. Таким образом, риск возникновения аварийной ситуации снижается, а водитель повышает собственную бдительность. Помимо основной задачи по предотвращению аварийности на дорогах, данный помощник дополнительно призван выполнять такие функции и задачи:

    • уведомление водителя о том, что он пересек линию границы занимаемой полосы при помощи звукового либо вибрационного уведомления;
    • корректировка траектории движения автомобиля;
    • понимание траектории, по которой движется автомобиль.

    Как работает данный ассистент

    Суть работы сервиса не зависит от производителя и его составных компонентов. Основная задача системы – не дать машине сбиться с занимаемого пути. Автомобиль способен определить траекторию движения при помощи специальных датчиков, которые устанавливаются в передний бампер, радиаторную решетку либо на внутренней стороне ветрового стекла на уровне зеркала заднего вида. При помощи датчиков либо камер компьютерный блок фиксирует существующую, либо самостоятельно создает условную разметку, определяет положение авто относительно данной разметки и контролирует движение машины в рамках занимаемого курса.

    В случае, если маневр по уходу с траектории был не запланирован водителем (не была подача сигнала о перестроении при помощи левого либо правого указателя поворотов, которые компьютер автомобиля определяет), то он будет уведомлен ассистентом контроля занимаемой полосы о происходящем изменении при помощи звукового сигнала либо вибрации на рулевом колесе. Наиболее современные системы способны не только уведомлять водителя о происходящей смене курса движения, но и выполняют экстренное торможение при чрезмерном сближении с препятствиями на дороге.

    Основные элементы системы контроля полосы

    Как правило, данный ассистент представлен такими основными органами и системами управления:

    • клавиша активации сервиса. Чаще всего устанавливается на центральной панели либо одном из рычагов, которые располагаются на рулевой колонке;
    • видеокамера – устройство, которое фиксирует участок дороги впереди автомобиля и производит его обработку;
    • блок управления системой;
    • переключатель либо указатель поворотов – его задачей является информирование системы контроля о планах по выполнению перестроения либо обгона;
    • датчики-уведомители. В их функции входит обязательное уведомление водителя автомобиля о том, что он выполняет незапланированное изменение траектории движения при помощи подачи звукового либо вибросигнала.

    Основные виды систем контроля

    Современные технологии предполагают разделение всех видов ассистентов данного вида на 2 возможных типа:

    • ассистент, который уведомляет водителя о попытке автомобиля уйти с занимаемой полосы при помощи различных типов сигнала;
    • помощник, который способен удерживать авто в полосе движения. Он активирует специальный функционал, при помощи которого автомобиль остается в рамках занимаемой полосы, если водитель не отреагировал на ранее отосланные уведомления.

    Вся обработка происходит благодаря датчикам, которые способны обработать поступившую информацию в онлайн-режиме. В зависимости от их строения и возможностей, все они классифицируются на такие виды:

    • инфракрасный – устанавливается на кузове авто и сверяет положение автомобиля с линиями разметки. Имеет особую эффективность в ночное время суток;
    • лазерный – аналогичен по технологии действия с инфракрасным, однако неэффективен на неосвещенное дороге;
    • видеодатчик – работает по аналогии со стандартным видеорегистратором и устанавливается, как правило, на ветровое стекло автомобиля.

    Все преимущества и недостатки системы

    Как и многие электронные системы, ассистент контроля полосы имеет свои положительные и отрицательные стороны. К главным преимуществам сервиса можно отнести:

    • способность четко анализировать ситуацию на дороге даже на высокой скорости движения;
    • отслеживание за состоянием водителя путем отдачи сигналов и ожидания реакции на них;
    • наиболее прогрессивные ассистенты способны распознавать пешеходов и дорожные знаки, что позволяет превращать контроль полосы в полноценный автопилот.

    В то же время, у данного ассистента есть и ряд значимых недостатков, которые пока не позволяют водителям всецело полагаться на него. К их числу можно отнести:

    • дорожное полотно должно быть ровным, содержать нанесенную разметку. В случае, если ее качество низкое либо она сильно загрязнена, ассистент не сможет полноценно работать и деактивируется;
    • на узких участках дороги система не способна полноценно распознавать нанесенную разметку, в результате чего она переходит в пассивный режим работы;
    • вся система способна полноценно функционировать лишь в условиях, где дорожное полотно оформлено в соответствии с общепринятыми стандартами.

    Контроль полосы является достаточно уникальной и новой технологией. Благодаря ее применению водитель при длительных поездках между городами по автострадам может полностью положиться на систему удержания автомобиля в рамках занимаемой полосы, которая способна достаточно точно определять положение машины на дороге и уведомлять водителя о непредвиденных изменениях в траектории ее движения.

    Автор: Константин Старченко

    Нет больше статей