Управление автомобилем в темное время суток сопряжено с рядом сложностей, возникающих из-за ухудшения видимости и сужения поля зрения водителя. Одновременно с этим такая езда увеличивает нагрузку на организм человека, что увеличивает риск возникновения аварии. Поэтому автопроизводители начали оснащать свои машины системой ночного видения, которая чаще встречается в автомобилях премиального сегмента.

Конструктивные особенности

Система ночного видения (Night Vision Assist или NVA) выполняет несколько функций:

  • распознает другой автотранспорт, людей и иные объекты в неосвещенных зонах в темное время суток;
  • определяет, в каком направлении перемещаются встречные объекты;
  • выявляет иные препятствия, которые может не заметить ночью водитель.

NVA выполняет еще одну немаловажную функцию: она позволяет водителю не напрягать зрение, тем самым повышая уровень безопасности автомобиля. Система ночного видения выявляет объекты на достаточно большом расстоянии, благодаря чему автомобилист может своевременно среагировать на возникающие по пути препятствия. То есть, используя NVA, водитель получает следующие преимущества на дороге:

  • избегает столкновения с неосвещенными преградами, животными и людьми;
  • своевременно выявляет другие автомобили еще до того, как они попадают в зону действия головной оптики;
  • увереннее контролирует траекторию движения автомобиля, не выезжая за пределы дорожной разметки и на обочину.

Условно NVA подразделяются на активные и пассивные. Разница между этими видами системы ночного видения заключается в типе используемого оборудования и логике работы.

    Состав и логика работы системы

    В состав системы ночного видения обязательно входят:

    • датчики, которые обычно монтируются в головную оптику (они считывают инфракрасное и/или тепловое излучение);
    • камера, которая следит за дорогой (устанавливается возле лобового стекла);
    • блок управления, который обрабатывает поступающую от оборудования информацию и дает соответствующие команды;
    • дисплей (размещается в основном на панели приборов и выводит картинку с камеры ночного видения).

    Более современные системы данного типа не оснащаются экраном. Вместо него картинка с камеры проецируется на лобовое стекло, что повышает информативность NVA и увеличивает скорость реакции водителя на изменяющуюся ситуацию на дороге. Однако такое решение имеет существенный недостаток: постоянно сменяющиеся картинки перед глазами мешают управлению автомобилем.

    Активные системы ночного видения дополняются тепловизорами и иными устройствами, которые считывают инфракрасное и тепловое излучение от объектов, располагающихся по пути следования машины. Такое оборудование отличается повышенной эффективностью, так как оно способно замечать людей, другой транспорт и животных на расстоянии до 250 метров. Кроме того, эти устройства проецируют на дисплей более четкую картинку. Комплексы пассивного типа не распознают инфракрасное излучение, а ориентируются только на тепловое. Такое оборудование также проецирует картинку на дисплей, созданную на основе собранной информации. Но в этом случае изображение получается менее четким. Тепловизоры способны распознавать тепловое излучение на расстоянии до 300 метров. Некоторые виды подобных устройств отличаются большей дальностью.

    Типы систем NVA

    Способы реализации системы ночного видения существенно разнятся в зависимости от марки разработчика. Компания Mercedes-Benz внедряет в свои автомобили комплекс NVAP (Night Vision Assist Plus), который предупреждает водителя о наличии не только препятствий на дороге, но даже о мелких ямах и неровностях. Такая эффективная работа немецкой системы обусловлена тем, что она взаимодействует с несколькими высокоточными датчиками.

    К особенностям данного комплекса относится то, что он способен распознавать пешеходов на дороге и при необходимости подавать ему сигнал о приближающемся автомобиле, несколько раз «моргая» фарами. Но такая функция работает при условии, если на пути следования нет встречного потока транспорта. Система от Mercedes-Benz демонстрирует максимальную эффективность на скорости свыше 45 км/ч при условии, если расстояние до ближайших объектов менее 80 метров.

    Компания BMW устанавливает на свои автомобили фирменный комплекс Dynamic Light Spot. В его состав входит интеллектуальный прибор ночного видения, способный распознавать сердцебиения людей и животных, которые находятся рядом с дорогой (или на ней). Благодаря этому существенно повышается уровень безопасности пешеходов в темное время суток. Данный прибор может распознавать людей и животных на расстоянии до 100 метров. В случае обнаружения пешеходов бортовая электроника автомобилей BMW подает световой сигнал, включая светодиоды в головной оптике. Причем передние фары снабжены огнями, способными поворачиваться под углом в 180 градусов. За счет этого автомобили BMW с системой ночного видения могут подавать сигнал пешеходам, которые только приближаются к дороге.

    Компания Audi выпускает свои автомобили с собственным комплексом Night Vision, в основе которого лежит камера-тепловизор, монтируемая в фирменный значок на передней части кузова. Этот прибор распознает объекты на расстоянии до 300 метров. Идущая в комплекте с этой системой электроника может определять траекторию движения пешехода. Если она «понимает», что человек может попасть под колеса автомобиля, то отмечает его силуэт на дисплее красным цветом и подает звуковой сигнал.

    Как было отмечено, системы ночного видения устанавливаются в основном на автомобили премиального сегмента. Но такое оборудование продается отдельно от машин. Стоит оно порядка 50-100 тысяч рублей без учета цены установки. При этом, приобретая подобные комплексы, нужно понимать, что они обладают ограниченным функционалом. В частности, такие системы способны выявлять движущиеся объекты и передавать информацию о них на дисплей. Однако они, например, не могут подавать световой сигнал пешеходам, как это делает оборудование BMW или Mercedes-Benz.

    Автор: Федор Аверьев

    Нет больше статей