Система полного привода обеспечивает передачу вырабатываемого крутящего момента на все колеса (чаще на обе оси). Такой вариант трансмиссии обеспечивает лучшую проходимость и устойчивость на дороге, тем самым повышая безопасность автомобиля. При этом существует несколько видов полного привода, отличающихся между собой конструкцией, способом подключения осей и по другим признакам.

Из чего состоит полный привод

Основу такой трансмиссии составляет раздаточная коробка. С помощью нее происходит автоматическое распределение вырабатываемого двигателем тягового момента между мостами. Вместо раздаточной коробки в современных автомобилях все чаще стали использовать разные типы муфты, которая выполняет те же задачи. Также в состав полноприводной трансмиссии входят коробка передач со сцеплением и несколько дифференциалов (межосевой и межколесные). Кроме того, в некоторых автомобилях в ее состав введены электроника, отвечающая за перераспределение тяги, и карданная передача. Основная проблема с рассмотрением особенностей полного привода заключается в том, что единой конструкции данной трансмиссии нет. Даже у одинаковых систем их конфигурация может существенно отличаться.

    Чаще в современных автомобилях применяется трансмиссия с возможностью подключения одной из осей. Однако встречаются модификации машин, полный привод которых перераспределяет тягу на все колеса. Данный вид трансмиссии используется на автомобилях с поперечно либо продольно установленными двигателями. Причем расположение силового агрегата предопределяет, какая ось будет ведущей. Исключением из этого правила являются машины с постоянным полным приводом.

    Принцип действия данной трансмиссии сводится к следующему: мотор создает вращение, передающееся на коробку передач (ее тип в данном случае не играет ключевой роли). Далее тяговый момент от КПП идет на раздаточную коробку либо многодисковую муфту, которая перераспределяет ее в зависимости от внесенных установок (например, 40:60 в пользу задних колес или 50:50) между осями. Далее по карданным валам крутящий момент идет на главные передачи. Если обратиться к частным примерам, то:

    • у автомобилей с продольным расположением моторов раздаточная коробка и главная передача передней оси — это разные компоненты конструкции, которые взаимодействуют за счет приводных валов;
    • у машин с поперечным расположением двигателей в состав КПП включены раздатка и главная передача.

    Как уже было отмечено, конструктивно полноприводные автомобили довольно сильно отличаются между собой. В состав данной трансмиссии могут входить:

    • раздаточная коробка с понижающей передачей. Этот вариант характерен для полноценных внедорожников. Такая коробка улучшает проходимость автомобиля;
    • межосевой дифференциал, который сочетается с раздаточной коробкой. Данный элемент меняет объем перераспределяемого крутящего момента в зависимости от текущих дорожных условий;
    • блокируемый межосевой дифференциал. Такая опция позволяет жестко зафиксировать количество передаваемого крутящего момента между осями (в частности, 40:60 или 50:50);
    • межколесные дифференциалы. Устанавливаются на все автомобили с полным приводом. Но на некоторых машинах отсутствует возможность блокировки этих дифференциалов, что определенным образом сказывается на проходимости.

    Также выделяют 3 способа управления полным приводом: автоматический, электронный (то есть, например, понижающая передача включается после нажатия на соответствующую кнопку) или механический. Последний вариант сегодня постепенно исчезает.

    Разновидности

    Исходя из конструктивных особенностей и принципов работы, такие трансмиссии можно разделить на 3 общих вида. Постоянный полный привод (обозначается как 4х4 или 4WD) — это разновидность системы, которая перераспределяет тяговый момент между всеми колесами. Такой вариант применяется на машинах как с продольным, так и с поперечным расположением силового агрегата. Для повышения эффективности перераспределения крутящего момента данная трансмиссия дополняется блокируемыми дифференциалами.

    В современных автомобилях (преимущественно во внедорожниках, но встречаются и легковые модели) работу полного привода в основном регулирует бортовая электроника, которая перенастраивает его с учетом информации с датчиков, расположенных возле колес. Благодаря этому достигается оптимальное перераспределение крутящего момента в зависимости от текущих дорожных условий, что улучшает качество безопасности и динамики управления машиной. Однако из-за такой конфигурации увеличивается расход топлива и повышается нагрузка на элементы трансмиссии. Принудительный полный привод отличается от постоянного тем, что в нем не предусматривается центральный дифференциал. По умолчанию при такой конфигурации весь крутящий момент идет на заднюю ось. Передний мост подключается за счет раздаточной коробки, которая перераспределяет на него тягу и управляется вручную.

    Данный вариант трансмиссии используется в основном на машинах, которые периодически эксплуатируются на бездорожье. Подключаемый полный привод эффективен потому, что обеспечивает жесткое подключение обеих осей только в том случае, когда это необходимо. Конструкция этой трансмиссии тоже различается в зависимости от типа автомобиля. В частности, на некоторых машинах используется подключаемый полный привод с жестко блокируемыми межколесными дифференциалами и/или раздаточной коробкой с понижающей передачей. При этом после запуска данной трансмиссии резко увеличивается нагрузка, которые испытывают ее компоненты, и повышается расход топлива.

    Автоматический полный привод работает на основании команд, которые дает бортовая электроника. Та срабатывает в основном, когда возникают пробуксовки колес. В этом случае фрикционная муфта межосевого дифференциала замывается и передает крутящий момент на переднюю или заднюю ось (зависит от изначальной конфигурации автомобиля). Важная особенность автоматического полного привода заключается в том, что он способен изменять соотношение передаваемой тяги в зависимости от текущих дорожных условий. Поэтому такой вариант трансмиссии сегодня используют чаще на различных кроссоверах.

    Другие варианты

    На современном рынке встречаются автомобили с комбинированными трансмиссиями, известные также как Selectable 4WD. Такие системы позволяют самостоятельно задавать режим работы полного привода. В частности, водитель может:

    • запустить ручной или автоматический режим подключения полного привода;
    • включить ручной или автоматический режим блокировки дифференциалов.

    Существует также вариант, при котором передние либо задние колеса приводятся в движение с помощью электромоторов, запускаемых посредством бортовой электроники. Эта схема реализована в гибридных установках. Данный вариант трансмиссии не принято считать полноценным полным приводом.

    Варианты применения полного привода в автомобилях

    В автомобилях премиального сегмента применяют обычно постоянный либо подключаемый полный привод. Причем в обоих случаях работа трансмиссии регулируется с помощью бортовой электроники. На некоторых моделях премиум-класса реализована система, позволяющая включать блокировку дифференциалов в ручном режиме. Внедорожники, которые чаще используют на тяжелом бездорожье, в основном оснащаются подключаемым полным приводом. Выбор в пользу такой трансмиссии обусловлен тем, что она отличается более простой конструкцией, что повышает ее надежность. Водитель в данном случае самостоятельно решает, какой тип привода ему подключить.

    На кроссоверах и автомобиля среднеценовой категории применяют в основном автоматический полный привод, который обеспечивает экономию топлива, подвергается меньшим нагрузкам и увеличивает устойчивость машины при прохождении бездорожья или езде на скользком асфальте.

    Автор: Федор Аверьев

    Нет больше статей