При движении вниз по склону всегда возникает опасность, что автомобиль резко ускорится. Это может привести к неконтролируемому поведению машины и, как следствие, возникновению аварии. Чтобы предотвратить подобные последствия, все больше производителей стали оснащать свои автомобили системой помощи при спуске (DAC).

Что такое DAC

Система DAC состоит из нескольких элементов, которые срабатывают при движении вниз по склону и подтормаживают колеса для того, чтобы сохранить скорость передвижения автомобиля постоянной. То есть основная задача данной технологии — повысить уровень безопасности машины. Аббревиатура DAC для обозначения системы помощи при спуске используется не всегда. Ее ввела компания Toyota и сегодня используют многие другие производители. Но, например, BMW для обозначения данной системы применяет название Hill Descent Control (HDC), а Nissan — Downhill Drive Support (DDS).

    Основой для работы этой технологии служит ESP. То есть DAC является, по сути, программным обеспечением, которое расширяет возможности базовой системы курсовой устойчивости. Однако первые прототипы этой технологии были реализованы в сочетании с ABS и автоматической КПП. Поэтому некоторые современные «автоматы» способны самостоятельно «распознавать», что автомобиль движется по склону, и при необходимости подтормаживать колеса. Для запуска, как и для отключения данной системы, необходимо всегда нажимать на соответствующую клавишу, которая обычно размещается на центральной консоли. На этой кнопке обычно присутствует стилизованный рисунок с автомобилем, который едет по горной местности. Чаще данную технологию реализуют в машинах повышенной проходимости. Поэтому DAC обычно встречается во внедорожниках и кроссоверах.

    Конструктивные особенности DAC

    Конструкция DAC существенно различается в зависимости от типа модели и марки производителя. Более того, данная технология постоянно совершенствуется, вследствие чего меняется оборудование, задействованное в подтормаживании автомобиля. В состав комплекса, составляющего DAC, в основном входят датчики, определяющие:

    • положение кузова;
    • интенсивность нажатия на педаль тормоза (или тормозного усилия);
    • наличие/отсутствие пробуксовки колес;
    • частоту вращения коленчатого вала;
    • положение педали газа;
    • температуру окружающей среды.

    Эти датчики взаимодействуют с блоком электронного управления и рулевым механизмом. Но каждый из указанных компонентов отвечает за выполнение строго определенных функций. Датчик вращения коленвала предотвращает слишком интенсивное раскручивание этой детали, а датчик положения кузова предоставляет сведения об угле, под которым стоит автомобиль. Последняя информация учитывается вместе с данными о массе машины. На основании этих сведений бортовая электроника рассчитывает, какие должны быть обороты двигателя и интенсивность работы тормозных механизмов, чтобы удержать автомобиль на склоне.

    Температурные датчики предоставляют информацию о текущих погодных условиях, что также необходимо для определения характера воздействия на тормозные механизмы. В частности, благодаря этому оборудованию бортовая электроника минимизирует вероятность возникновения скольжения. В современных машинах в состав DAC начали включать камеры и систему кругового обзора. Возможны и другие конструктивные решения, реализованные в этом водительском помощнике. Дополнительное оборудование только повышает эффективность работы системы, но суть технологии всегда одна: удержать автомобиль на заданной траектории движения при спуске вниз.

    Особенности работы DAC

    Несмотря на столь существенную разницу в конструкции данной системы в зависимости от автомобиля и марки производителя, работает она в каждом случае по схожему алгоритму. Это объясняется тем, что основная и, по сути, единственная задача DAC заключается в том, чтобы удержать траекторию движения машины и его скорость на заданном уровне при спуске вниз по склону. Данная система срабатывает только при полной остановке авто и после нажатия на соответствующую кнопку. После этого, на панели приборов загорается индикатор. Однако в данный момент система еще не запущена. Чтобы бортовая электроника начала подтормаживать автомобиль, необходимо выполнить ряд дополнительных действий. Причем их тип и порядок нередко меняется в зависимости от машины.

    Для понимания особенностей работы DAC можно рассмотреть то, как система функционирует на кроссовере Toyota Highlander. Для того чтобы запустить данный комплекс безопасности на японской модели, необходимо выполнить несколько действий в указанном ниже порядке:

    • рычаг коробки передач перевести в положение S, в котором КПП имитирует «механику»;
    • нажать на педаль тормоза. В этот момент запускается DAC. Точнее, указанные ранее датчики начинают собирать информацию, на основании которой блок управления «принимает» решение о том, с какой интенсивностью нужно притормаживать автомобиль;
    • отпустить тормоз и начать движение.

    Скорость в данном случае обычно не превышает 20 км/ч. На многих автомобилях DAC срабатывает при условии, если угол наклона, под которым едет автомобиль, меньше 20%. Но некоторые разновидности данной системы позволяют перемещаться по более крутому склону. Как правило, главным «поставщиком» информации, на основе которой бортовая электроника принимает решения, является датчик наклона кузова. Но при этом учитываются и другие сведения. Немаловажную роль в принятии решений играет информация, которую поставляют датчики температуры.

    Во избежание аварий и повышения устойчивости автомобиля многие производители ограничивают скорость передвижения под уклоном на уровне 7-12 км/ч. В этот момент DAC автоматически подтормаживает каждое колесо в отдельности, регулируя таким образом траекторию движения. Многие производители дополняют данную систему таймером пути. Благодаря этому приспособлению бортовая электроника рассчитает степень нагрузки, которую испытывают тормозные механизмы, и предупреждает их перегрев. В случаях, когда автомобиль долгое время движется вниз по склону, блок управления уменьшает скорость вращения карданного вала. За счет этого снижается нагрузка на основные механизмы, так как автомобиль в данной ситуации подтормаживает двигатель.

    Некоторые виды данной системы отключаются после нажатия на педаль тормоза либо газа. Однако и в этом случае электроника оценивает разные параметры, которые могут привести к ускорению автомобиля. DAC более рассчитан на неопытных водителей. Однако постоянно эксплуатировать данную систему нельзя. Она не способна полностью исключить вероятность нагрева тормозных механизмов, что при продолжительном спуске по склону может привести к блокировке колодок и неконтролируемому движению автомобиля.

    Автор: Федор Аверьев

    Нет больше статей