Антиблокировочная система — это полезная опция, которой оборудованы практически все современные ТС. Данная функция автомобиля направлена на обеспечение безопасности при торможении, особенно в тот момент, когда замедление осуществляется на скользком дорожном покрытии. Разумеется, далеко не все автомобилисты имеют представление о принципе работы этой электрогидравлической системы, а также о присутствующих компонентах, из-за чего, здесь предстоит наглядно разобрать некоторые нюансы, чтобы впоследствии автолюбители не испытывали трудностей в процессе замедления своего авто, оборудованного ABS.

Основные элементы системы, а также ее устройство

Перед тем, как углубиться в подробности и начинать детально рассматривать принцип работы данной опции в современном автомобиле, необходимо вспомнить основные компоненты данного электрогидравлического помощника. В частности, в состав этого элемента в авто входит следующее:

  • датчики, считывающие скорость, а также частоту вращения колес;
  • электронный блок управления системой;
  • гидравлический блок ABS.

Разумеется, также не стоит забывать о том, что среди компонентов этой системы присутствуют и другие менее важные элементы, включая жгуты проводки, которые объединяют ABS в цельную схему, а кроме того, подводят к компонентам цепи необходимое электрическое питание.

    Датчики вращения колес

    В данном случае речь идет про небольшие компоненты, которые работают по принципу эффекта Холла. Сами по себе данные элементы располагаются на каждой ступице в автомобиле, что позволяет в полной мере отследить частоту вращения колес без погрешностей в измерениях. Также эти датчики отправляют необходимые сигналы в электронный блок управления, где данные обрабатываются в режиме реального времени.

    ЭБУ

    Этот компонент системы отвечает за то, чтобы тормозная система автомобиля работала в наиболее эффективном диапазоне, в зависимости от скорости движения, а также состояния дорожного покрытия. На основании полученных данных по скорости и частоте вращения колес, блок управления подбирает оптимальный вариант замедления, после чего передает необходимые импульсы на гидравлический блок, приводящий в работу электромагнитные клапаны и насос.

    Гидравлический блок

    В данном случае речь идет про исполнительное устройство, которое включает в себя впускные и выпускные электромагнитные клапаны, кулачковый насос с электромотором, демпфирующие камеры, а также гидроаккумуляторы. Благодаря таким компонентам, гидравлический блок может равномерно распределять нагрузку между отдельными колесами в процессе торможения автомобиля, чтобы это действие было безопасным, а сами колеса при этом не блокировались.

    Если говорить про отдельные элементы гидроблока, то, к примеру, электромагнитные клапаны напрямую управляют процессом торможения на каждом отдельном контуре. Это же можно сказать и про тормозные цилиндры, которые взаимодействуют с клапанами (одним на впуск, и одним на выпуск). Таким образом, цилиндр наполняется или, наоборот, при необходимости освобождается от тормозной жидкости. Примечательно, что именно из-за этого водители автомобилей, оборудованных системой ABS, отмечают некоторые толчки при сильном воздействии на педаль тормоза. Примечательно, что для правильного функционирования с двухконтурной тормозной системой в гидравлические блоки устанавливают сразу два аккумулятора давления, а кроме того, две демпфирующие камеры.

    Принцип работы системы ABS

    В данном случае необходимо принимать во внимание тот факт, что далеко не все автомобилисты знают, как именно работает система ABS в автомобиле. Именно поэтому процесс следует разобрать простым языком с деталями, а именно:

    • автолюбитель воздействует на педаль тормоза;
    • в этот момент увеличивается рабочее давление в системе;
    • открываются впускные клапаны, выпускные элементы закрыты;
    • если колеса интенсивно замедляются, система закрывает впускные клапаны;
    • удерживается давление и автомобиль тормозит в оптимальном диапазоне;
    • если максимальной силы недостаточно, то вновь открываются впускные клапаны;
    • в момент удержания давления давить на педаль тормоза сильнее бесполезно;
    • в этот момент блок управления контролирует частоту вращения колес;
    • если колеса замедляются чрезмерно быстро и может возникнуть блокировка, часть жидкости сбрасывается через выпускные клапаны.

    Примечательно, что сброс давления происходит в процессе торможения только в случае возможного возникновения блокировки колес. Как только водитель отпускает педаль тормоза, происходит полный сброс давления.

    В тот момент, когда автомобилист отпускает педаль тормоза, держание жидкости в цилиндре прекращается, и она через выпускные клапаны попадает в гидроаккумулятор, откуда с помощью соответствующего гидравлического насоса постепенно перекачивается в бачок тормозной жидкости для последующего применения. Стоит отметить, что в момент этой процедуры впускной клапан все еще остается закрытым до тех пор, пока автомобилист не повторит воздействие на педаль тормоза, чтобы замедлить собственное транспортное средство. Стоит отметить, что этот последовательный цикл может повторяться на протяжении нескольких раз, вплоть до того момента, пока транспортное средство не будет остановлено полностью.

    Также стоит отметить, что сама по себе система ABS включается в работу только в том случае, когда выполняется экстренное торможение и существенно возрастает риск блокировки колес. При этом, самостоятельно автомобилист не может отключить данную функцию, по той простой причине, что для этого потребуется вмешиваться непосредственно в конструкцию автомобиля, что без должных знаний, навыков и опыта чревато самыми негативными последствиями. Примечательно, что система ABS в полной мере интегрирована в штатную тормозную систему, но при этом, никак не меняет работу последней. Чтобы понять, что опция неисправна, достаточно лишь взглянуть на приборную панель автомобиля, где загорится соответствующая лампа, указывающая на поломку.

    Основные преимущества системы ABS

    Говоря о системе предотвращения блокировки колес или об ABS в современном автомобиле, непременно стоит выделить ключевые достоинства этой опции. В частности, можно упомянуть следующие моменты:

    • при экстренном торможении автомобиль сохраняет управляемость;
    • транспортное средство сохраняет устойчивость и не уходит в занос;
    • снижается длина тормозного пути автомобиля;
    • существенно возрастает эффективность от торможения;
    • автомобиль становится более маневренным на скользком дорожном покрытии.

    На первый взгляд может показаться, что у этой системы есть только преимущества, однако, если углубиться в детали, то становится очевидно, что данная функция далека от совершенства и имеет массу минусов.

    Ключевые недостатки ABS

    Как уже было сказано ранее, система предотвращения блокировки колес имеет целый ряд недостатков, к числу которых можно отнести следующие достаточно важные моменты:

    • тормозной путь возрастает при движении по мягкому грунту;
    • система ABS не позволяет блокировать колеса в тот момент, когда это действительно необходимо, к примеру, при экстренном торможении на песке;
    • данная функция в автомобиле также нуждается в периодическом обслуживании;
    • наличие системы ABS увеличивает материальные вложения на содержание авто.

    В целом, же, если закрыть глаза на упомянутые серьезные недостатки, и использовать авто с функцией, предотвращающей блокировку колес, только на жесткой поверхности, то каких-либо существенных проблем испытать не придется.

    Некоторые особенности системы ABS

    Если автомобиль оборудован антиблокировочной системой, не стоит возлагать на нее большие надежды, по той простой причине, что безопасность движения по дорогам общественного пользования напрямую зависит от автомобилиста, сидящего за рулем. Если водитель не привык держать дистанцию, то ему не поможет даже опция ABS последнего поколения, способная возлагать на себя практически все нюансы, связанные с безопасным замедлением авто. Кроме того, с течением времени датчики, фиксирующие частоту вращения колес, выходят из строя и их необходимо менять, как в принципе, и проводить обслуживание всей тормозной системы, по той простой причине, что от этого напрямую зависит безопасность автомобилиста и других участников дорожного потока.

    Вывод

    На сегодняшний день практически все автомобили, которые встречаются на дорогах общественного пользования, оборудованы такой функцией, как ABS. В данном случае речь идет про антиблокировочную систему, которая не позволяет колесам блокироваться в момент экстренного торможения. При наличии такой опции транспортное средство становится более безопасным, а кроме того, прощает автомобилисту некоторые ошибки, что наиболее актуально для начинающих водителей. Разумеется, в полной мере надеяться на данный конструктивный элемент не следует, однако, при некоторых обстоятельствах этот сервис в действительности может выручить автолюбителя.

    Автор: Олег Мокров

    Нет больше статей