Согласно статистическим данным, до 25% аварий на дороге происходит из-за усталости у автомобилистов. Результаты исследования показывают, что после непрерывной четырехчасовой поездки концентрация внимания у водителя снижается в два раза. Затем этот показатель возрастает по экспоненте. Чтобы обезопасить автомобилистов и пассажиров, а также снизить количество аварий, многие автопроизводители начали устанавливать на свои машины систему контроля усталости водителя (СКУВ или DAS).

Что такое СКУВ

Суть СКУВ сводится к тому, что бортовая электроника анализирует состояние водителя и качество управления автотранспортом. Первые версии данной системы оценивали эти параметры только на старте, после чего отслеживали скорость, с какой автомобилист принимает решения. В случае, если СКУВ распознает усталость, в салоне машины возникают звуковые и визуальные сигналы, которые невозможно отключить. При этом характер работы таких систем напрямую зависит от заводских установок. В частности, в некоторых моделях марки Mercedes-Benz СКУВ начинает отслеживать реакцию водителя только на скорости, превышающей 80 км/ч.

    Данная система в современных автомобилях выполняет 2 основные функции:

    • контролирует состояние водителя. Изначально встроенная электроника определяет нормальное состояние. После этого она начинает отслеживать любые отклонения, могущие привести к аварии. Контроль осуществляется с помощью встроенной камеры. Она следит за положением глаз (открыты или закрыты) и головы. В случае если возникают признаки сна, в салоне раздается соответствующий звуковой сигнал;
    • контролирует траекторию движения машины. Изменение направления, резкий набор скорости и другие действия, нехарактерные для водителя, могут свидетельствовать о том, что он засыпает. Поэтому СКУВ следит за этими параметрами, подавая при необходимости сигналы автомобилисту о том, что тот устал.

    Основная сложность, с которой приходится сталкиваться инженерами, заключается в том, чтобы обучить бортовую электронику распознавать, что является намеренным действием водителя, а что — следствием усталости. В более продвинутых системах контроля реализованы функции слежения за:

    • положением тела;
    • интенсивностью, с которой моргают глаза;
    • уровнем открытия глаз;
    • положением головы и другими параметрами.

    Расширение числа параметров, которые считывает СКУВ, повышает эффективность системы. Но даже в этом случае нередко возникают ложные сигналы.

    Из чего состоит СКУВ

    Конструкция данной системы определяется способами ее реализации и технологическими возможностями производителя. Но суть в каждом случае одинакова: все СКУВ контролируют состояние водителя и характер передвижения автомобиля. В качестве примера, показывающего конструктивные особенности данной системы, можно рассмотреть разработку австралийской компании. Она ввела в состав DAS три видеокамеры (две следят за водителем, одна — за ситуацией на дороге) и электронику, которая собирает полученные данные и принимает соответствующее решение. Австралийская разработка примечательна тем, что оборудование, из которого состоит СКУВ, также отслеживает дорожные знаки, характер перемещения попутного транспорта и расстояние до него.

    Другие разновидности DAS способны контролировать:

    • работу тормозной системы автомобиля;
    • устойчивость машины;
    • характер работы двигателя и другие параметры.

    То есть в зависимости от того, какие виды параметров отслеживает система контроля усталости, определяется ее конструкция и меняется число задействованных датчиков, камер и другого оборудования.

    Как работает СКУВ

    Принцип (точнее, логика) работы DAS также меняется в зависимости от задач, которые поставили перед системой инженеры. В моделях марки Mercedes-Benz реализован комплекс СКУВ, который оценивает поведение водителя, фиксирует направление взгляда и состояние глаз, контролирует движение автомобиля.

    Эти операции встроенная электроника выполняет в течение получаса после начала движения. На основании полученной информации система определяет, какой стиль управления является нормальным для конкретного водителя. Затем СКУВ начинает отслеживать происходящие изменения. В частности, система контролирует характер воздействия на рулевое колесо, траекторию движения и особенности переключения рычагов, кнопок и других приспособлений в салоне. При этом, как было отмечено ранее, данная DAS начинает активно действовать только на скорости свыше 80 км/ч.

    Помимо указанных параметров, система от Mercedes-Benz учитывает:

    • время суток;
    • продолжительность поездки;
    • состояние дорогие;
    • изменения манеры управления машиной;
    • скорость движения;
    • характер использования подрулевых переключателей, тормозов и других устройств управления;
    • соответствие текущей скорости с ограничениями, которые введены на конкретном участке дороги;
    • траекторию движения.

    При этом, компания Mercedes-Benz не раскрывает, при каких условиях СКУВ подает звуковой сигнал о необходимости остановки. Другие разработчики также устанавливают в салоне автомобилей камеры, с помощью которых бортовая электроника «запоминает» особенности внешности человека (его лица и тела) в нормальном состоянии, после чего в процессе движения анализирует:

    • степень открытости глаз;
    • характер напряжения лицевых мышц;
    • частоту и глубину дыхания;
    • зевает водитель или нет;
    • уровень наклона головы и другие параметры.

    То есть система контроля усталости водителя — это большой комплекс разнообразного оборудования, который считывает в режиме реального времени огромный массив информации и на основании полученных данных принимает решение о предупреждении водителя. Или, говоря иначе, бортовая электроника будит автомобилиста в тот момент, когда он только начинает засыпать. Данная система постепенно становится обязательной для машин. Однако сложность ее реализации заставляет производителей заметно повышать цены на автомобили. Поэтому СКУВ пока еще сравнительно редко встречается на машинах.

    Автор: Федор Аверьев

    Нет больше статей