Всю неделю автомобильное сообщество обсуждает новость о том, что иранский автопроизводитель Saipa полон наполеоновских планов по завоеванию российского рынка. Подробностей пока нет, но известно, что бизнесмены из Исламской республики намерены продать тестовую партию в 10 тыс. машин по цене от миллиона до полутора миллионов рублей. Звучит заманчиво, но обеспечен ли успех? Корреспондент Naavtotrasse.ru разбирался с экспертами.

Что такое по своей сущности иранский автопром. В 1960-х годах в этой стране началась сборка французских машин. С тех пор, проживая полвека под санкциями, промышленники освоили полный цикл производства, включая двигатели и трансмиссии. Однако мировыми бестселлерами машины от Saipa вряд ли станут (фото: Autowp). Практически весь модельный ряд основан на базе автомобилей 70-80-х годов прошлого века. Но именно в этом может таиться и преимущество – простые, понятные, дешевые машины без чрезмерного перегруза электронными системами. Но успех, считают эксперты, все-таки не гарантирован.

«Не все знают, но иранские автопроизводители уже несколько раз пытались выйти на российский рынок. Первая попытка произошла еще в 2006-2009 годах, однако вскоре Iran Khodro пришлось сворачивать продажи — не удалось выдержать ценовую конкуренцию», — напоминает в беседе с Naavtotrasse.ru директор по развитию компании «КарданБаланс» Александр Приходько.

    Вторая попытка была обозначена в 2016 году, но оказалась еще менее заметной — ни одна машина до России вообще не доехала, отмечает эксперт. Однако на этот раз ситуация сложилась совершенно иная — рынок практически обезлюдел и испытывает колоссальный дефицит, прежде всего относительно дешевых, простых и, по возможности, надежных ремонтопригодных машин.

    «Иранские автомобили не смогут конкурировать с китайскими, но и рассматривать их в этом ключе неправильно. Они скорее должны стать удачным дополнением в сегменте бюджетных авто, стоимостью до 1,5 млн рублей, и покрыть часть спроса, который не смог удовлетворить «АвтоВАЗ». В новых автомобилях достаточно много электроники, но все же это в основном очень простые как по материалам, так и с точки зрения конструктивных решений, авто. Если иранским автопроизводителям удастся удержаться в этих ценовых рамках — успех обеспечен, машины станут в один ряд с Lada Vesta», — добавляет Александр Приходько.

    По словам российских партнеров иранских автопромышленников, в ближайшее время первая партия машин приступит к техническим испытателям, чтобы получить необходимые сертификационные документы. Предполагается, что продажи начнутся уже в июле. Заявленная стоимость — от 1 млн у бюджетных моделей, но еще большой вопрос, смогут ли удержать эти ценники дилеры. Между тем, в планах формирование серьезной инфраструктуры продаж и сервиса – одних автосалонов заявлено 120 единиц.

    «В самом Иране средняя стоимость автомобилей варьируется от 500 до 800 тыс. рублей. С учетом затрат на доставку, растаможивание, уплату сборов и НДС, стоимость в России как раз должна начинаться от 1 млн рублей. Обеспечивать заявленную цену вполне реально, основной вопрос заключается в том, будут ли автомобили востребованы в России за такие деньги», — считает генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель.

    Стоит добавить, что иранские машины не нужно рассматривать как альтернативу или конкуренцию китайским. Учитывая мощнейший рывок автопрома Поднебесной за последние пять лет, они играют в совершенно разных лигах (фото: Saipa, Iran Khodro). По мнению Сергея Гебеля, если только за прошлый год доля продаж китайских машин выросла с 10% до 37%, то иранские авто вряд ли смогут в перспективе завоевать долю больше 10-15%.

    Локализация некоторых моделей вполне возможна, тем более что часть машин разработана на «логановской» тележке В0, но это не перспектива ближайшего года-двух. Более того, она будет зависеть от того, насколько рынок в этом году покажет свою заинтересованность. С другой стороны, для того, чтобы рынок заинтересовался, нужно заранее организовать высокое качество сервисного обслуживания и инфраструктуры, считают эксперты ГК Автодом.

    «По цене и характеристикам иранские авто составят очевидную конкуренцию АвтоВАЗу. Но для того, чтобы занять значительную долю российского рынка, иранским автоконцернам необходимо локализовать производство своих авто в РФ. Процесс организации промышленной сборки автомобилей не простой, но производственные площади для этого в России имеются», — рассказали в пресс-службе ГК Автодом.

    «В целом, они похожи на отечественные автомобили — по одним показателям превосходят, по другим уступают. Учитывая, что в России сейчас наиболее востребованы доступные автомобили и именно по ним ощущается дефицит, своего покупателя иранские бренды безусловно найдут», — резюмирует Сергей Гебель.

    Нет больше статей