NaAvtotrasse рассказал, как будут выглядеть российские автосервисы к 2033 году

Какими будут СТО через десять лет? Специально к профессиональному празднику – Дню автомеханика, эксперты международной сети автосервисов FIT SERVICE подготовили прогнозы развития отрасли на десятилетие вперед. Своими выводами они поделились с автомобильным порталом NaAvtotrasse.ru. Итак, инновации повлияют на рынок в целом, перемены коснутся как частных клиентов – обычных автовладельцев, так и всего бизнес-сегмента, корпоративных клиентов и даже автопроизводителей.

Автосервис уйдет в онлайн

Автосервисы будут максимально цифровыми – все контакты с клиентом до момента заезда на станцию уйдут в диджитал форматы. Документооборот станции будет полностью реализован в онлайн: чеки, заказ-наряды, диагностические листы, акты, фотоотчетность о работах. За десятилетие доля полностью цифровых станций с 0,5% рынка вырастет до 30-40%. Для реализации такого подхода автосервисы будут использовать цифровые платформы ведущих разработчиков и профильных игроков рынка.

«Звонки на станцию для записи автомобиля на диагностику уйдут в историю. Потребности помнить такие, казалось бы, привычные параметры, как срок замены масла или ресурс аккумулятора, не будет вовсе – история обслуживания, все рекомендации и советы будут храниться в гаджете владельца», – объясняет Александр Гараньков.

    Специализация на электрокарах

    Через десятилетие гибридных и электромобилей в нашей стране станет значительно больше. На 1 июля 2023 года, по данным агентства «Автостат», в России насчитывалось 32,7 тыс. электромобилей и гибридов, а это не более 0,06% от всего отечественного автопарка. Если предположить, что каждый год их количество будет серьезно увеличиваться, то к 2033 году «электричкой» или гибридом будет каждый пятый автомобиль в стране.

    «Сегодня обслуживание электрокаров и гибридов – это настоящий квест для владельцев. Найти профессиональный сервис в регионах пока, действительно, сложно. О специализации автосервисов на «электричках» говорить вообще не приходится. Сегодня существуют проблемы подготовки кадров в данном сегменте, нет единого центра обучения и повышения квалификации. Но к 2033 году мы ожидаем, что техническое обслуживание гибридов и электромобилей будет реализовано в сетевом формате. Профильные станции будут доступны не только в столичных регионах, но и во всех крупных городах России», – прогнозирует Александр Гараньков, директор по развитию международной сети автосервисов FIT SERVICE.

    Консультации будут не нужны

    Влияние консультантов автосервисов на решение клиентов о необходимости той или иной процедуры будет снижаться. Контактов клиента с мастером-приемщиком на станции становится все меньше. Автосервис все больше будет походить на McDonald’s: выбрал в меню необходимую услугу, получил онлайн рекомендацию консультанта, подтвердил покупку услуги, оплатил и забрал готовое авто в удобное время. Общаться с персоналом лично нет необходимости, исключено эмоциональное воздействие.

    «Помните, когда для покупки холодильника мы ходили в магазин к хорошему консультанту. Сегодня это кажется забавным. Похожий тренд есть в автосервисной отрасли – потребностей в консультанте здесь все меньше. Достаточно взглянуть на «рейтинг» поломок своего авто, увидеть фото-отчет диагноста и принять решение о ремонте», – комментирует Гараньков.

    Умные помощники для автомехаников

    В течение последних двух-трех лет на автосервисном рынке существует острый дефицит кадров. В России ситуация с автомеханиками, диагностами, автоэлектриками и другими специалистами ежегодно ухудшается. Параллельно с развитием кадровой проблемы, все более усложняются сами автомобили. Современные машины становятся воплощением самых инновационных технологий, поэтому требования к квалификации сотрудников СТО растет.

    Одним из вариантов решения проблемы является повсеместное внедрение «умных помощников»: специальные гаджеты для механиков и диагностов, электронные базы данных, современное программное обеспечение для СТО.

    «Все это сейчас кажется невозможным. Сегодня находчивость, изобретательность и опыт – главные скиллы автомеханика. Но через десять лет достаточно будет взять в руки нужный гаджет для правильного подхода к конкретному автомобилю. Наличие «умных помощников» позволит автосервисам значительно расширить «воронку» в найме, на работу можно будет принимать сотрудников практически без оглядки на их опыт, возраст или пол. Ведь сколько существует людей, желающих сменить профессию после 30 – 40 лет. Кто-то мечтал работать с машинами, а стал юристом. Требования к квалификации будут снижены, но при этом станции не потеряют в качестве услуг. Потребности держать в голове массивы данных о постоянно меняющемся автопарке не будет. Эта функция будет переложена на технологические помощники», – прогнозирует эксперт.

    Автосервисы выйдут на автоконцерны

    Сегодня существует сложности во взаимодействии между автопроизводителем–дилером–автосервисом. Наплыв новых китайских автомобилей тому яркий пример. Независимые автосервисы сегодня, по сути, оказались отрезаны от технической информации автоконцернов о постгарантийном ремонте и обслуживании автомобилей.

    «За десятилетие проблема взаимодействия ключевых игроков автобизнеса будет решена. Рынок самоорганизуется – это неизбежно. Основными двигателями прогресса здесь выступят корпоративные клиенты, для которых особенно важны централизация услуг, скорость и гибкость в обслуживании автопарков. Автосервисы будут заключать сервисные контракты с производителями авто и получать полный объем данных по обслуживанию конкретных марок авто», – отмечает Александр Гараньков. Автор: Сергей Никифоров

    Нет больше статей