С 1 марта 2025 года в России стартует эксперимент по автоматической фиксации с помощью дорожных камер водителей, управляющих транспортными средствами без полиса ОСАГО. Как сообщают «Известия», в первый год автовладельцы, нарушившие это правило, будут получать уведомления через портал «Госуслуги», без наложения штрафов. В интервью порталу naavtotrasse.ru юрист поделился своим мнением о том, как эта инициатива может повлиять на страховой рынок и дисциплину автолюбителей.

«Эксперимент по автоматической фиксации водителей, не имеющих полиса ОСАГО, с использованием дорожных камер может быть достаточно успешным, но его эффективность зависит от ряда факторов. Во-первых, в России около 7-10% водителей не имеют ОСАГО, что составляет 2,5-3,6 млн человек. Система поможет выявить значительное количество нарушителей, что может способствовать увеличению числа застрахованных водителей и, следовательно, повышению безопасности на дорогах», — рассказывает Александр Бударагин, руководитель группы юридическая помощь онлайн.

Эксперт также отметил, что техническая готовность системы является важным фактором. Если инфраструктура камер уже работает стабильно и интегрирована с базами данных Российского союза автостраховщиков (РСА), то это значительно повысит шансы на успешное внедрение. Однако важно учитывать, что успех эксперимента также зависит от общественного восприятия и взаимодействия с водителями. В первый год, когда нарушители будут получать лишь предупреждения, можно ожидать постепенный рост числа застрахованных водителей, что говорит о мягком, но эффективном подходе.

    Возможны ли ошибки и ложные срабатывания системы и как этого можно избежать?

    Ошибки и ложные срабатывания системы, безусловно, возможны, особенно на начальных этапах внедрения, отмечает эксперт. Основные причины могут включать:

    • Ошибки в камерах и программном обеспечении: неправильное распознавание номеров, ошибки в передаче данных или сбои в программных системах могут привести к ложным срабатываниям. Например, система может зафиксировать машину, которая имеет действующий полис, но по каким-то причинам данные не обновлены в базе РСА.
    • Проблемы с обновлением данных: бывают случаи, когда данные о полисах ОСАГО не успевают своевременно обновляться в базе. Это может произойти из-за задержек при оформлении полисов или несвоевременного обновления информации страховыми компаниями.

    Чтобы минимизировать эти риски, необходимо:

    • обеспечить регулярное обновление баз данных и синхронизацию системы фиксации с базами РСА в режиме реального времени;
    • проводить тестирование и корректировку алгоритмов распознавания номеров;
    • организовать эффективную обратную связь для водителей, которые могут оспорить ошибочные предупреждения или штрафы.

    Кроме того, может потребоваться создание механизма, который будет учитывать возможные ошибки и давать возможность водителям доказывать наличие действующего полиса в случае спорных ситуаций.

    Эксперт считает, что шансы на принятие системы на законодательном уровне достаточно высоки.

    «Идея внедрения системы обсуждается уже более шести лет, и Российский союз автостраховщиков (РСА) неоднократно подтверждал готовность к внедрению. Более того, техническая готовность системы и согласованность с Министерством внутренних дел увеличивают вероятность успеха. Также важно учитывать общественную безопасность: внедрение таких технологий может привести к снижению количества автомобилей на дорогах без страхования, что является важным фактором для государства», — подытожил Александр Бударагин. Автор: Сергей Никифоров

    Александр Бударагин

    Руководитель группы юридическая помощь онлайн

    Нет больше статей