В ближайшее время водителей могут ожидать серьёзные изменения, связанные с полисом ОСАГО. В Госдуме предложили увеличить штрафы за отсутствие страховки, а также пересмотреть подход к страховым выплатам. Эти инициативы направлены на повышение дисциплины среди автовладельцев и укрепление страховой системы. В интервью порталу naavtotrasse.ru эксперт поделился своим мнением о том, насколько эффективными могут быть предлагаемые меры.

Так, Александр Бударагин, руководитель группы «Юридическая помощь онлайн» подробно рассказал о том, как предложенные изменения могут повлиять на ситуацию с оформлением полисов ОСАГО.

Насколько такие изменения будут эффективными, будут ли они стимулировать водителей оформлять страховку? 

С одной стороны, столь высокие штрафы будут стимулировать повышению уровня дисциплинированности водителей. Водители, которые раньше уклонялись от оформления полиса, могут быть вынуждены его оформить. Однако это может повлиять лишь на тех, кто не имеет страховки из-за низкой платежеспособности или пренебрежения обязанностями. Для других водителей, которые не оформляют полис по другим причинам, например, из-за недовольства с условиями страховки или недооценки риска, такой штраф может не стать достаточной мотивацией для ее оформления.  С другой стороны, для некоторых граждан повышение штрафов может быть слишком тяжелым экономическим бременем, что приведет к росту числа людей, которые будут экономить на страховке.

Также это может привести к увеличению числа застрахованных автомобилей и росту доходов страховых компаний. Однако в долгосрочной перспективе важно, чтобы страховые компании предлагали конкурентоспособные тарифы и качественные услуги, иначе водители могут снова начать уклоняться от страховки.

    Какая сейчас ситуация с оформлением страховки ОСАГО?

    Сохраняются проблемы, связанные с уклонением от оформления полиса. Доля водителей, ездящих без ОСАГО, остается значительной, что усугубляет ситуацию при ДТП, так как пострадавшие не могут получить компенсацию через страховую систему. Это связано в том числе с низким размером штрафа за отсутствие полиса (800 рублей ст.12.37 КоАП РФ), который меньше стоимости самой страховки. Увеличение штрафов, вероятно, станет стимулом для более широкого оформления полисов. С одной стороны, цены на полисы снизились, а рынок адаптируется к экономическим вызовам. С другой стороны, уклонение от страховки и рост выплат требуют более строгого регулирования, чтобы защитить участников дорожного движения и сохранить устойчивость системы. Повышение штрафов или улучшение механизма контроля, поспособствуют улучшению ситуации.

    Какова вероятность, что законопроект все же примут?

    Вероятность принятия достаточно высокая. Госдума уже одобрила его в первом чтении. Увеличение штрафов планируется с 800 рублей до 3000–5000 рублей. Эта инициатива получила поддержку правительства, МВД и других участников рынка, что говорит о широком консенсусе вокруг необходимости ужесточения наказания. Ключевыми причинами для таких изменений являются высокая доля водителей без ОСАГО (7–10% автопарка) и недостаточная эффективность текущего штрафа. При средней стоимости полиса около 7,6 тыс. рублей многим водителям проще заплатить штраф, чем оформить страховку. Более высокие штрафы должны исправить эту ситуацию. Дальнейшие этапы включают второе и третье чтения, где возможно внесение уточнений, например, ограничения по частоте наложения штрафов. Также рассматриваются меры автоматизации, такие как фиксация отсутствия ОСАГО дорожными камерами, что может быть внедрено к 2026 году.

    Таким образом, инициативы по увеличению штрафов за отсутствие полиса ОСАГО и пересмотру страховых выплат направлены на укрепление системы обязательного автострахования в России. Однако успех этих мер будет зависеть от их продуманного внедрения и дальнейшего совершенствования страховых механизмов, чтобы обеспечить баланс между интересами водителей, страховых компаний и государства. Автор: Сергей Никифоров

    Александр Бударагин

    Руководитель группы юридическая помощь онлайн

    Нет больше статей