На улицы постепенно после зимней паузы начинают возвращаться электросамокаты. В последние два года тема выяснений отношений между пешеходами, автомобилистами и электросамокатчиками, которые портят жизнь и первым и вторым, была одной из самых горячих в городах миллионниках. С 1 марта электросамокаты и прочие моноколеса получили свой статус и попали в ПДД. Как это отразится на безопасности движения и будут ли нарушителей наказывать, Naavtotrasse.ru разбирался с экспертами.

Кикшеринг — популярнейший сервис в городах миллионниках. Вместо того, чтобы стоять в пробках, возьми напрокат электросамокат и весь город к твоим услугам. О том, насколько этот бизнес рентабелен и перспективен, говорит хотя бы тот факт, что один из лидеров рынка Whoosh вышел на Московскую биржу и привлек более 2 млрд рублей в ходе первичного размещения акций.

Все эти годы была только одна «маленькая» проблема – электросамокаты никак не регулировались, их пользователи не были участниками дорожного движения, не были и пешеходами, а потому вели себя абсолютно неуправляемо. Каждый год в новостях все больше случаев с ДТП, в том числе со смертельным исходом, сбитыми детьми и испорченной техникой. А к кикшеринговым самокатам добавились и персональные.

Наконец, в этом деле наметился явный прогресс. В итоге длительного обсуждения в феврале этого года требования к электросамокатам стали регулироваться на основе ГОСТа.

    «В новом ГОСТ Р 70514-2022 «Электрические средства индивидуальной мобильности» указано, что у данных девайсов должно быть ограничение скоростного режим 25 км/ч и функция замедления в парковых зонах и скверах – там разрешено не более 8 км/ч. Данный нормативный документ носит рекомендательный характер, но, для владельцев каршеринга это обязательное условие для получения разрешения работы в городе», — отметила в комментарии для портала Naavtotrasse.ru эксперт портала ТРТС24 Екатерина Курбатова.

    А вот для частных владельцев, в основном, и ввели норму в ПДД, считает эксперт. Для контроля всех этих требований нужно специальное оборудование, которого на частных СИМ просто нет.

    «Изменения фактически обозначили статус электротранспорта и его владельцев в ПДД. Появился новый термин «средство индивидуальной мобильности», к которым теперь относятся электросамокаты, электровелосипеды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и прочая схожая техника. При этом мощность двигателя значения не имеет, достаточно самого факта его наличия», — уточняет руководитель арбитражной практики юридической компании «Гебель и партнеры» Константин Бахтин.

    Проблема, впрочем, от внесения в правила ситуация сразу не изменится, считает юрист:

    «Контролировать соблюдение владельцами СИМ правил практически невозможно, у них нет номеров, правонарушения не фиксируются камерами. В ручном режиме инспекторы не смогут обеспечить достаточный уровень контроля».

    По оценке Константина Бахтина, штрафы для нарушителей на СИМ, вероятнее всего, будут не выше 1500 рублей, такие же как для пешеходов. Эти же цифры озвучили на днях представители ГИБДД в ряде регионов, например, в Нижегородской области. Появлялась также информация о том, что в Москве идентифицировать нарушителей будет нейросеть, подключенная к сети видеокамер. Тем не менее, собеседник портала Naavtotrasse.ru назвал включение СИМ в ПДД первым и базовым этапом в организации безопасного движения, но останавливаться в этом направлении нельзя.

    Нет больше статей