Сегодня о крупнейшем мировом производителе знают во всем мире. Ford Motor Company занимает четвертое место в мире по продажам за весь период автомобилестроения. Напомним, что штаб-квартира автогиганта расположена в Дирборне, штат Мичиган, Соединенные штаты Америки.

Длительный путь основателя – начало 1903 год

За созданием крупнейшей корпорации стоит Генри Форд, который 16 июня 1903 года основал компанию, будущее которой было огромным. На самом деле, Форд история начинается с основания небольшой компании в 1899 году. Тогда юный предприниматель открывает небольшой бизнес, который терпит крушение уже через год. В 1901 году была предпринята вторая попытка и в реестрах появилась Henry Ford Company. Но и здесь все пошло не так гладко. Генри Форд покидает компанию с правом на название и 900 долларами уставного капитала.

Несмотря на несколько неудач основателю удается найти 12 инвесторов, которые в общей сложности обладали тысячью акций Ford Motor Company. У самого Форда было чуть больше четверти. Конечно, слава о неудачных проектах уже начала распространяться, поэтому инвесторы были настроены скептически. Несмотря на подозрения, компания почти сразу начала приносить прибыль. Первый заработок был получен уже 1 октября 1903 года и составил 37 тысяч долларов. На тот момент вводятся такие модели как Ford Model A, Model К и Model S.

    Особое внимание необходимо уделить модели К. Выпуск новинки стартовал в 1906 году. В центре внимания оказывается шестицилиндровый мотор на 40 л.с.. Негласное название, которое тут же «приклеилось» к модели – «Родстер Джентельмена». Цена составляла 2,8 доллара, но качество Форд оставляло желать лучшего, что и стало концом для его производства. Он не получил ожидаемой популярности на рынке. В 1908 году компания отказывается от него по причине малого спроса. За все время удалось продать 900 экземпляров. Модель В также выбыла из модельного ряда, поскольку расчет на состоятельных покупателей, которые бы могли купить Форд, также не оправдал себя.

    Инновации, которые перевернули мировую автоиндустрию — 1908 – 1914

    В итоге, проделанные выводы помогли определиться с подходящей нишей. Так, компания сконцентрировала свои усилия на выпуске недорогих автомобилей. Второй причиной перехода в массовое производство для среднего класса  стало стремление к снижению себестоимости.

    1908 год Форд встречает Моделью Т, которая станет пропуском на всемирную арену. За годы его выпуска удавалось реализовывать миллионные тиражи. Под капотом стоит четырехцилиндровый мотор на 2,9 литра, который совмещен с двухступенчатой трансмиссией планетарного типа. Ценник на эту версию установлен в пределах 850 долларов, а позже и вовсе снижен до 350, в то время, как средний ценник в США, составлял 1 100 – 1 700 долларов.

    Особое внимание хочется обратить на инновационные методы, которые стали использоваться на американских заводах. В начале пути за создание машины отвечали несколько групп, разбитых по 2-3 человека. Они собирали «конструктор» из деталей, привезенных сторонними компаниями. Своего завода у компании не было, поэтому руководство заключило договор с одним из заводов в Детройте, где работники собирали автомобили всего несколько часов в сутки. После того, как спрос сильно вырос, встал вопрос о необходимости расширения и компания переехала в Хайленд-Парк.

    В 1913 году Ford Motor делает настоящий прорыв и открывает революционный способ производства – конвейер. Это позволило в разы сократить время производства. Теперь на изготовление одного шасси требуется до 1,5 часов. В итоге, годовой объем повысился от 202 667 единиц до 308 162 единиц к 1914 году и до 501 462 единиц к 1915. Спустя пять лет производство работало с огромной скоростью, что позволяло выпускать до миллиона автомобилей за год работы.

    Конечно, стремление к массовости негативно отражалось на настроении работников. Текучесть кадров была запредельной, в итоге, найти квалифицированных сотрудников оказалось очень сложно. Оборот стал падать, поскольку обучение новых сотрудников «съедало» львиную долю всего дохода. Помимо этого, переутомление становилось камнем преткновения, как для качества, так и для количества выпускаемых авто.

    В связи с этим Форд начинает искать пути решения. В итоге, он увеличивает зарплаты вдвое, доводя ее до 5 долларов в день, и устанавливает фиксированную пятидневку с ограничением рабочего дня до 8 часов. Именно ему мировая история обязана «собеседованиями». Он начинает тестировать работников перед принятием, а также открывает набор на работу людей с ограниченными возможностями, для которых этот завод становится единственным местом возможного трудоустройства. В результате ему удается добиться снижения утечки кадров и увеличения количества выпускаемой продукции. Помимо этого, Форд ставит еще одну цель – создание класса потенциальных покупателей.

    Выход компании на мировой рынок – 1904 – 1929 года

    В 1904 году компания уже знакома всему миру. В это время удается подписать контракт на производство машин в Канаде. В 1907 году подобный договор подписан с Россией, который действовал на ее территории до 2017 года. В 1911 году отмечается усиление влияния на мировой арене и подписаны договоры с Австрией, Аргентиной, Германией, Данией, Южной Африкой, Австралией. Конечно, рекордов в этих странах поставить не удалось. В США производилось половина всех авто, в Англии 40%. Несмотря на скромность остальных площадок, здесь тоже использовались конвейеры.

    В 1916 году Форд производит медицинский автомобиль, по сути представляющий собой модификацию модели Т. Во время Первой Мировой он широко используется англичанами, американцами и французами. Под капотом установлен мощный мотор, способный разогнать авто до 72 км/ч. В этом же году прибыль начинает максимально расти вверх. Форд принимает решение о строительстве собственных заводов, что сильно увеличивает объемы производства и уменьшает цены.

    Начало 20-х годов было не самым удачным для компании. Форд вытесняется ближайшими конкурентами Chrysler и GM. Отечественные и зарубежные производители начинают предлагать собственные автомобили с инновационными возможностями люкс-класса, а форд цена оказывается гораздо больше. Устранить конкурентов помогло приобретение Lincoln Motor Company в 1922 году.

    Черным пятном в истории Форда останется Великая Депрессия, когда произошло резкое снижение продаж, а значит, некоторых работников пришлось увольнять. Несмотря на оказание помощи проблемным семьям, недовольство масс росло. Генри Форд берет на себя гнев широких масс, которые теперь вынуждены искать новую работу. Он участвует в призыве сохранять спокойствие, но люди высыпают на улицу, возникают столкновения с полицией, что приводит к смерти 5 человек и ранению 60.

    Не последнюю роль в восстановлении мирного порядка сыграл Советский Союз, который подписывает соглашение с Ford Motor Company в 1929 году. По контракту запчасти Форд должны быть проданы СССР общей суммой на 13 млн долларов взамен на оказание технической помощи. В итоге, в 1938 году на территории Нижнего Новгорода появляется автомобильный завод. Туда же отправляется часть квалифицированного персонала. В итоге, новые производственные линии получают название Горьковский автомобильный завод или ГАЗ, который впоследствии выводит на рынок ГАЗ-А и ГАЗ-АА, которые созданы на базе американских наработок из моделей Ford A и Ford AA.

    Время Второй Мировой, послевоенное время и смена руководства

    Форд также внес свою лепту в оснащение армии во время Второй Мировой Войны. На конвейер выходит выпуск грузовиков, танков, запасных частей, бомбардировщиков, станков, артиллерийских установок. В связи с этим повсеместно заключаются контракты.

    24 сентября 1945 года Генри Форд передает правление компанией в руки старшего внука – Генри Форда II. Спустя два года основатель автомобильного гиганта умирает от кровоизлияния в мозг. Но, несмотря на его смерть, компания переживает новую волну поиска революционных решений. Так, в 1955 году появляется Thunderbird или сокращенно T-Bird, который в последствии был представлен в 11 поколениях. Форд фото отлично показывают прогресс его развития. За всю историю было выпущено 4,4 млн машин. Он представлял собой двухместный автомобиль для элиты, которые научились самостоятельно водить машину, без помощи водителя. В итоге, под капотом устанавливается двигатель V8 объемом 4,8 литра и мощностью 193 л.с. Отличает его на фоне остальных и строгий дизайн. На тот момент он стал самым дорогим во всей легковой линейке.

    В 1959 году появляется полноразмерная новинка — Ford Galaxie, выпуск которого затянется на 15лет. Авто предстало во множестве модификаций с разными типами кузова. Среди инноваций этого автомобиля значится появление «детского замка» на дверях и энергопоглощающий руль. В 60-м с конвейера выходит Ford Falcon, ставший прародителем для Mustang I, Granada и Maverick.

    Выпуск легендарного Ford Mustang – 1964 год

    Нельзя не вспомнить «легенду» — Форд Мустанг, который «родился» в 1964 году. Компании требовался автомобиль, о котором будет мечтать каждый. К тому же, была не закрыта ниша автомобиля-звезды. В итоге, за несколько лет было показано множество прототипов, однако, производитель все еще не мог найти золотой середины, пока не наступил 1963 год. Длительные поиски были вознаграждены ажиотажным спросом. За первый год удалось реализовать более 263 тысяч автомобилей. Большую роль сыграла мощная рекламная компания, заряженная на выход легенды. Под капотом оказался двигатель Форд на 2,8-литровый объем с 3-ступенчатой механической или 2-3-диапазонной автоматической коробками. Мустанг мог похвастаться управляемостью, экономичностью, динамикой и комфортом.

    Развитие современного модельного ряда

    В 1986 году компания Форд покупает Астон Маротин, а спустя три года «подчистую» скупает акции Ягуара. В  90-м году завоевывает звание лучшего полноприводного автомобиля года за появление Форд Эксплорер. Последний сразу после появления становится новой легендой, способной порадовать владельца 155 л.с.

    В 1996 году линейка расширяется появлением Bronco, которая встает между недавно вышедшим Ford Expedition и младшим «братом» Explorer. В это время на европейском рынке происходит замена устаревшего Эскорта на Форд Фокус. Масса положительных отзывов окружила его сразу после показа на Женевском автофестивале. Именно ему удается втиснуться в десятку самых продаваемых моделей на территории Европы и России.

    На удивление, Фокус вышел на американский рынок уже после того, как был презентован в европейской части. Американцы получили первые модели только в 1999 году. Позже он приобрел множество кузовов: хэтчбек в трех- и пятидверном исполнении, седан, универсал. Помимо яркой внешности, Форд рестайлинг делает акцент на энергоемкую подвеску. В 2010 году компания расширяется в Германии, покупая штаб-квартиру в Кёльне, где генеральным директором становится Джим Фарли. Позже это отделение становится обладателем марки Merkur, которая привносит в модельный ряд всего два автомобиля – Форд Сиерра и Скорпио.

    В 2009 году на Всеволожском заводе продолжается производство Форд Мондео (представленный на американском рынке как Форд Фьюжн с отличием в количестве используемых моторов)  шести комплектаций. Преимущество американской модели в использовании форд дизель, механической и автоматической коробки. В 2009 году доля производства в РФ этой модели выросла до 7,4 процентов. Особое внимание приковано к российскому рынку, поскольку местные модели «переезжают» в Америку, а не наоборот. Именно так и случилось с Форд Фиеста. Последний разрабатывался силами европейского подразделения с расчетом на местный рынок.

    В 2018 году завод потерял влияние на российский рынок. В марте 2019 появилась информация о закрытии производства легковых автомобилей. В планах увеличить производство только бизнес-автомобилей, таких как Форд Транзит. К сожалению, не удалось сохранить культовые модели, например, такие как Форд Куга, продажи которого завершились в октябре 2019. Будет ли попытка Форд 2 вновь вывести легковые автомобили в Россию покажет время, пока остается надеяться на сохранение остаточных рабочих мест.

    Нет больше статей