ГАЗ-13 «Чайка» — это легенда советского автомобилестроения. Данная машина не была массовой, а предназначалась исключительно для высших чинов, послов, министров и прочих VIP-персон. Также автомобиль принимал участие в парадах. Несмотря на то, что модель имела американскую «основу», многие ее компоненты были оригинальными. Лимузин обладал революционным по тем временам оснащением и даже комплектовался автоматической КПП.

ГАЗ-13 «Чайка»

Особенности

ГАЗ-13, который более известен как «Чайка», стал четвертой послевоенной гражданской легковой моделью, выпущенной Горьковским предприятием. При этом это был первый автомобиль, который не попал на службу такси. Более того, его не могли купить частные лица. У машины даже не было розничной цены. Но приблизительно она составила бы 17,5 тысяч рублей. При стоимости «Волги» в 5,5 тысяч рублей эта сумма была просто астрономической. Автомобиль использовали исключительно для перевозки высших чинов либо дарили его выдающимся гражданам страны. По тем временам у «Чайки» было очень передовое оснащение. Однако ее финал оказался довольно обидным. По словам экскурсоводов Музея ГАЗ, после снятия модели с производства штамповая оснастка была уничтожена. Якобы, на предприятии не было места для ее хранения.

    К содержанию ↑

    История создания

    Так уж исторически сложилось, что весь советский автопром строился на иностранных моделях. Это произошло после того, как в 1929 году было заключено соглашение с американским Ford. Именно во многом благодаря партнеру в СССР начался выпуск легковых и грузовых машин. Примечательно, что к «американцам» питали слабость и высшие чины страны. Например, Иосифу Виссарионовичу Сталину очень нравились мощные модели Packard. Именно на основе одной из них был сконструирован ЗИС-110. Да и развенчавший культ личности Сталина Хрущев не отказывал себе в удовольствии поездить на американской машине. Им в качестве транспортного средства использовался трофейный Cadillac Fleewood 75 из винницкой ставки Гитлера.

    Поэтому неудивительно, что при разработке легковых автомобилей, особенно предназначенных для высших чинов, ориентировались на продукцию американской промышленности. Ведь их местные предприятия могли выпускать действительно очень комфортные машины. Довоенные ЗИСы и более поздний ЗИМ недвусмысленно копировали заокеанские модели. Причем это касалось не только конструкции, но и внешности. Однако к середине 50-х годов последний уже морально устарел. Тем более, что тогда в борьбе за покупателя американские компании выпускали новые модели чуть ли не ежегодно. К началу 50-х седаны заокеанского производства стали гораздо массивнее. Они прибавили не только в длине, но и в ширине. Кроме того, их комплектовали более мощными силовыми агрегатами. А в их внешности прослеживались авиационные и аэрокосмические мотивы.

    Но вернемся в Советский Союз. Выпускавшийся тогда ЗИМ походил на американские модели 5-ти, а то и 7-летней давности. То есть этот седан можно было назвать устаревшей машиной. На фоне новейших «американцев» он выглядел как пенсионер. Да и в техническом плане автомобиль явно проигрывал своим коллегам. ЗИМ комплектовался 3,5-литровым мотором, который генерировал всего 90 лошадиных сил. С ним седан мог разогнаться до 120 км/ч, а «сотню» он набирал аж за 37 секунд. Но, так как машина перевозила правительственных работников, высокая скорость, возможно, ей не была нужна. Но автомобилю явно не хватало динамики. Поэтому было принято решение начать работу над новым советским лимузином. Но перед тем, как начался этот процесс, были закуплены два Packard – Caribbean и Patrician. Они были тщательно изучены сотрудниками НАМИ, ЗИЛа и ГАЗа. Кстати, именно этим объясняется определенная схожесть ЗИЛ-111 и первой «Чайки». Обе эти машины походили на американский прототип.

    Новинка ГАЗа должна была стать не только современнее устаревшего ЗИМа. В этой модели разработчикам предстояло избавиться от «болячек» ГАЗ-12. В их числе большой вес и высокая шумность для своего класса и целевого назначения. Кроме того, были вопросы и к долговечности кузова, а также надежности ходовой части. Разработкой новинки занимались конструкторы Н. Юмашев и А. Просвирин. И надо сказать, они не подвели. Получившаяся машина выглядела абсолютно иначе в сравнении с предшественником. Более того, она существенно отличалась в технической части. Дизайн автомобиля был создан художником Б. Лебедевым. Вместо не слишком оправдавшего себя несущего кузова новинке досталась отдельная Х-образная рама. Сам корпус крепился к ней с помощью резиновых проставок. Также в числе инноваций можно выделить наличие автоматической КПП, диапазоны на которой переключались с помощью кнопок, вакуумного усилителя тормозных механизмов, гидроусилителя рулевого управления и бескамерных покрышек. Благодаря этому «Чайка» демонстрировала высокий уровень комфорта, поэтому она по праву могла причисляться к представительскому классу.

    Понятно, что новым кузовом дело не ограничилось. Автомобилю нужно было другое «сердце». В качестве прототипа был использован двигатель Chrysler V8. Однако его пришлось немного доработать. В целях унификации применили поршневую группу и газораспределительный механизм от ГАЗ-М-21 «Волга». А количество цилиндров было «умножено на два». В результате двигатель объемом 4,89 литра генерировал 180 л.с. мощности. При этом во время ходовых испытаний было выявлено, что данную цифру нужно увеличить до 200 л.с. И это удалось сделать благодаря повышению объема до 5,5 литров. В итоге мощность силовой установки составила 195 л.с. Кроме того, машина могла похвастаться рядом «электрических» новшеств. У нее были 5-диапазонный радиоприемник, моторизированные стеклоподъемники и электропривод штока антенны. По сути, «Чайка» была автомобилем, сумевшим вобрать в себя все достижения лучших моделей мирового автопрома. Но, разумеется, речь в данном случае идет об американских седанах.

    Первый опытный образец ГАЗ-13 был построен в 1957 году. Он получил комбинированный окрас кузова со светло-кремовым верхом и темно-вишневым низом. Некоторые детали отделки практически полностью повторяли Packard. В частности, это касается и знаменитой «чайки» на радиаторной решетке, благодаря которой автомобиль и обязан своим названием. При этом на «американце» данная «птичка» указывала на то, что он комплектовался V-образным мотором. Более поздние прототипы несколько изменились в деталях. А на конвейер машина встала в начале 1959 года. Начало производства было приурочено к XXI съезду ЦК КПСС, который знаменит тем, что на нем была провозглашена окончательная победа социализма в Советском Союзе. Саму же «Чайку» годом ранее, еще в предсерийном исполнении, привезли на Всемирную промышленную выставку ЭКСПО-58, которая проходила в Брюсселе. Там машина получила Гран-при. Новинку показывали и на других выставках: как в стране, так и в США и Европе.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ГАЗ-13 «Чайка»

    Как уже говорилось, в оснащение автомобиля входит автоматическая КПП. Бытует мнение, что «Чайка» была первой моделью с таким типом трансмиссии. Однако это не так. Дело в том, что предшественник этой машины ЗИМ имел весьма оригинальную трансмиссию. Он комплектовался гидромуфтой, которая размещалась между сцеплением и силовым агрегатом. Благодаря ей водитель мог трогаться практически с любой передачи. Однако переключать скорости все равно нужно было вручную. А вот «Чайке» достался классический гидромеханический «автомат». Интересным получился и мотор. Его даже потом ставили на грузовик ГАЗ-66 «Шишига». Данный двигатель был настоящим прорывом для своего времени. Кроме того, он отличался долговечностью, надежностью и был довольно легким. С ним «Шишига» разгонялась до 160 км/ч, а «сотни» достигала за 20 секунд. Для 1959 года это были отличные цифры. К слову, этот агрегат в дальнейшем оказал серьезное влияние на разработку почти всех последующих моторов ГАЗа.

    Еще один интересный момент касается названия машины. Так как предшественник модели носил официальный индекс М-12, новинку должна была именоваться М-13. Однако из-за того, что Молотов попал в опалу за попытку смещения Хрущева и был снят со всех постов, заводское обозначение автомобиля изменили. Также у машины было собственное имя «Чайка». При этом до этого рассматривался вариант «Стрела». Отдельно отметим, что фактически лимузин был 7-местным. Два откидных кресла предназначались для охранников.  А в оснащение машины входил даже кондиционер. Изначально «Чайку» комплектовали громоздким 300-килограммовым устройством, разработанным непосредственно в СССР. Но затем его заменили на японские Toshiba. Несмотря на то, что автомобиль нельзя было купить, его дарили некоторым гражданам за особые заслуги. Например, в разное время владельцами «Чайки» стали Валентина Терешкова, Галина Уланова, Георгий Жуков, Фидель Кастро и Михаил Шолохов. Причем автомобиль Терешковой был единственным, окрашенным в белый цвет.

    С автомобилем связано несколько громких аварий. Так, в 1966 году в ДТП на своей «Чайке» попал А.П. Белобородов, в те времена командующий Московским военным округом. Он носил звание генерал армии. А в 1970 году в Минске авария с участием заместителя Председателя Совета Министров БССР Г.Я. Киселева закончилась смертельным исходом. Еще через шесть лет в ДТП погибли командующий 26-ой воздушной армии Л.И. Беда и Председатель Президиума Верховного Совета БССР Ф.А. Сурганов. Они ехали на «Чайке» из Беловежской пущи. А в 80-м году авария унесла жизнь П.М. Машерова, первого секретаря ЦК Коммунистической партии Белоруссии. Именно его гибель стала причиной скорого снятия машины с производства, так как она к тому времени уже морально устарела.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Под капотом автомобиля устанавливался 5,5-литровый, V-образный, восьмицилиндровый двигатель. Он генерировал 195 лошадиных сил мощности при 412 Н*м крутящего момента. С ним сочеталась 3-диапазонная автоматическая КПП. До «сотни» лимузин разгонялся за 20 секунд при максимальной скорости в 160 км/ч. Привод у машины был исключительно задний. В среднем в смешанном цикле автомобиль тратил около 21 литров топлива на сто километров пути.

    Длина автомобиля составляла 5600 мм, ширина – 2000 мм, а высота – 1620 мм. Колесная база достигала отметки в 3250 мм. Клиренс был равен 180 мм. Внутри стандартной 4-дверной модели размещалось семь посадочных мест. Масса автомобиля достигала 2100 кг, а в бензобак помещалось 80 литров горючего. Передняя подвеска у лимузина была независимой, пружинной. Задняя же получила зависимую конструкцию с рессорами. Спереди ставились дисковые тормозные механизмы, а сзади – барабанные.

    К содержанию ↑

    Производство

    Ежегодно на Горьковском предприятии выпускали около полутора сотен ГАЗ-13. А с 1959 по 1980 годы было собрано 3179 экземпляров модели. Примечательно, что первое время лимузин 1 генерации производили одновременно с ГАЗ-14. Что касается самой «Чайки», то ее первое обновление состоялось уже через несколько лет после начала выпуска. В частности, ей достались карбюратор К-114 и другая отделка интерьера. Чуть позже на машину стали устанавливать транзисторный радиоприемник с коротковолновым диапазоном, ремни безопасности и двухконтурную тормозную систему. Столь минимальные изменения объясняются просто: ГАЗ-13 изначально был хорошо сконструирован и не нуждался в доработках. К тому же, при создании машины упор делался на комфорт в салоне, ведь основным ее потребителем был чиновник-консерватор. К его услугам в кабине были веревочные поручни, пепельница и поворачивающиеся форточки в задних окнах.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Официально «Чайка» выпускалась в следующих вариантах исполнения:

    • ГАЗ-13 – стандартный автомобиль с 4-дверным кузовом и трехрядным салоном;
    • ГАЗ-13А – модель, собираемая по спецзаказам Министерства обороны, с внутренней перегородкой между пассажирским отделением и первым рядом;
    • ГАЗ-13Б – машина с открытым типом кузова, у которой мягкий верх поднимался с опускался с помощью электрогидравлической системы, управляемой с водительского места.

    Кроме того, были и другие модификации советской модели. Одна из них – ГАЗ-13С. Это санитарный автомобиль, который имел кузов универсал и производился на заводе РАФ с 1972 по 1982 годы. Всего было выпущено примерно 20 экземпляров. При этом 12 из них сохранились до наших дней. Один из них выставлен в Музейном комплексе УГМК, который находится в городе Верхняя Пышма. Автомобили обслуживали высшую номенклатуру. А чтобы они не выделялись, их окрашивали в черный цвет. Кроме того, на кузове не было никаких надписей и крестов. По специальному заказу для Вьетнама было изготовлено два универсала-катафалка. У них было лишь два боковых окна в передних дверях, а в оснащение входили японские кондиционеры, которые поддерживали температуру на уровне 16 градусов.

    Особого упоминания заслуживает киносъемочная «Чайка». Было изготовлено несколько экземпляров, в которых крыша за водительским креслом срезалась. Площадки для кинотехники ставились в салоне и перед лицевым бампером. Две из машин использовались Мосфильмом. Известно также о создании нескольких «переделанных» парадных фаэтонов на базе ГАЗ-13. Например, такой автомобиль использовали лидеры ГДР Вальтер Ульбрихт и Эрих Хонеккер. Парадные фаэтоны на базе «Чайки» сегодня эксплуатируются в Таджикистане. Также, по неподтвержденной информации, из автомобиля сделали машину для связи и сопровождения и машину-толкатель, особенностью которой был усиленный «передок». Такая модель шла впереди правительственной колонны. Еще два ГАЗ-13 имели 2-дверный кузов купе. А из списанной «Чайки» была построена как минимум одна железнодорожная мотодрезина.

    К содержанию ↑

    ГАЗ-13 «Чайка» сейчас

    Сейчас «Чайку» на дорогах не встретишь, но эта модель оказала серьезное влияние на отечественный автопром. Ее технические решения в будущем использовались на многих других моделях. При этом в наше время некоторые экземпляры ГАЗ-13 все еще используются в качестве свадебных лимузинов. А основная масса аутентичных моделей находится в частных коллекциях и музеях по всему миру. Если же кто-то захочет стать владельцем «Чайки» в настоящее время, то ему придется расстаться с круглой суммой. Такие машины оцениваются в миллионы рублей. Есть даже экземпляр, который оценили в 50 млн рублей (фото: ГАЗ).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей