ГАЗ-24 «Волга» выпускался на Горьковском автозаводе практически 20 лет. Эта модель среднего класса была желанным автомобилем для многих советских водителей. Однако приобрести ее было сложно. Средняя цена «Волги» достигала 9000 рублей. В то же время, самый популярный автомобиль советского рынка ЗАЗ-968 стоил примерно в 3 раза дешевле. Именно на базе ГАЗ-21 впоследствии были выпущены последние экземпляры «Волги». То есть данную модель, но в модифицированном виде, выпускали до 2000-х годов.

ГАЗ-24

Особенности

ГАЗ-24 — это супердефицитный автомобиль, который на протяжении практически двух десятилетий оставался мечтой для большинства советских водителей. Но приобрести его могли немногие, и не только из-за завышенной цены. Горьковский автозавод поставлял большую часть собранных экземпляров «Волги» партийным чиновникам или лицам, приближенным к власти. Поэтому ею владели известные артисты, ученые и другие. Также автозавод часть собранных седанов отправлял в такси. Из-за таких ограничений стоимость автомобиля на «черном» рынке достигала астрономических сумм. Зарегистрированы случаи, когда «Волгу» продавали за 25 тысяч рублей. Несмотря на сказанное, обычные люди также владели этим автомобилем. ГАЗ-24 регулярно разыгрывали в качестве приза государственных лотерей.

    Популярности этой модели способствовали и другие ее особенности. ГАЗ-24 долгое время оставался самым крупным советским автомобилем. Это была фактически единственная машина в стране, в которой пассажиры могли разместиться с комфортом как спереди, так и сзади. Водительское сидение у седана было максимально приближено к левой двери. Поэтому в советских изданиях рассматривали возможность по запуску в производство 6-местной версии «Волги». Но Горьковский автозавод не стал даже разрабатывать подобный автомобиль. Этому, в частности, мешал рычаг, который размещался на полу. Но Горьковский автозавод выпустил немало специальных модификаций этой модели. Для такси он разработал версию ГАЗ-24-01. Отличительной особенностью данной модификации стал дефорсированный 85-сильный двигатель, который адаптировали под более дешевый бензин АИ-76. К слову, эту версию седана тоже выставляли на рынок. Но «Волга» из таксопарка имела большой пробег.

    Интерьер у седана был сравнительно простым, хотя по исполнению советская модель не уступала многим зарубежным аналогам того времени. В чем ГАЗ-24 выделялся на фоне других подобных автомобилей, так это в конструктивных особенностях передней панели. Она была скомпонована таким образом, что «Волгу» можно было очень быстро превратить в праворульную машину. Однако седан в таком исполнении выпустили в небольшом количестве. Но несмотря на это, Горьковский автозавод не менял компоновку передней панели. Также ГАЗ-24 долгое время оставался самым мощным советским автомобилем, который могли купить обычные люди, а не только партийные чиновники. Под капотом у седана скрывался 2,5-литровый двигатель, выдававший до 95 л.с. Однако такой мощности было недостаточно для динамичной езды, так как седан весил порядка 1,4 тонны. Двигатель, которым оснащался автомобиль, имел одну конструктивную особенность: водители часто размещали между головкой и цилиндром прокладку, благодаря которой уменьшалась степень сжатия. Это снижало мощность мотора. Однако такая прокладка позволяла перейти с 93-го бензина на 76-й.

    Под ГАЗ-24 инженеры Горьковского автозавода разработали гидровакуумный усилитель тормозов, который ранее не применялся на советских автомобилях. Этот агрегат не отличался высокой надежностью. Но благодаря его внедрению резко сократился тормозной путь. ГАЗ-24 выделялся на фоне других советских автомобилей и нестандартной компоновкой подкапотного пространства. Точнее, все компоненты здесь размещались максимально удобно. То есть во время ремонта владелец или слесарь могли добраться до любой детали, не прикладывая усилий.

    Несмотря на то, что ГАЗ-24 стал во многом лучше своего предшественника ГАЗ-21, он сохранил один его недостаток: шкворневую переднюю подвеску, которая не только не выдерживала нагрузок, но и требовала постоянной смазки. Зато «Волга» приобрела новую коробку передач с рычагом, которым можно было управлять двумя пальцами. Короткий и легкий ход облегчал вождение. Также седан мог похвастаться мягкой подвеской и отличной устойчивостью на прямой (даже зимой). С другой стороны, автомобиль не любил резких движений рулем, который приходилось интенсивно крутить при быстром маневрировании. «Волга» практически не менялась на протяжении всей своей истории. Поэтому уже в 1980-х годах стало понятно, что она не соответствует запросам рынка. Автомобиль не отличался динамикой, а при активной езде его двигатель быстро перегревался.

    К содержанию ↑

    История создания

    Разработка ГАЗ-24 заняла много времени. Еще на начальном этапе конструкторы рассматривали разные варианты компоновки седана. Они сразу определились, что автомобиль будет оснащаться 2,5-литровым двигателем, которым комплектовался его предшественник ГАЗ-21. Но также инженеры решили опробовать на седане 3,3-литровый мотор V8 и дизельный агрегат. Кроме того, рассматривался вариант с двигателем объемом 5,53 литра. К разработке ГАЗ-24 приступили в 1961 году. Ответственным за создание автомобиля был Александр Невзоров, который в то время возглавлял Горьковский автозавод. Интересно то, что участники проекта на начальном этапе не имели представления о том, каким в действительности будет автомобиль. Например, они разрабатывали разный дизайн под каждый из заявленных двигателей. То есть версия ГАЗ-24, предназначенная для экспорта (ее планировали оснастить турбодизельным мотором), визуально должна была отличаться от той, что поставлялась на советский рынок.

    Разработка проекта заняла 4 года. В течение этого периода конструкторы и дизайнеры определились как с внешним видом, так и с техническими характеристиками автомобиля. То есть 4 года потребовалось только на то, чтобы понять, каким должен быть седан. Отчасти это объясняется тем, что в тот период Горьковский автозавод переживал масштабную модернизацию, благодаря которой предприятие получило много современного оборудования. К слову, за счет него инженеры и смогли воплотить проект ГАЗ-24 в виде серийного автомобиля.

    Несмотря на то, что советский седан был во многом уникальным, при его создании дизайнеры ориентировались на продукцию американского автопрома. Конструкторы вышли на завершающую стадию разработки только к 1967 году. Именно тогда они анонсировали появление автомобиля. Официальная презентация седана состоялась зимой 1968 года во время выставки, проходившей в Киеве. В течение двух последующих лет Горьковский автозавод выпустил 32 опытных и 215 серийных экземпляра ГАЗ-24. Полноценное производство данной модели стартовало только 15-го июля 1970 года. Во многом задержка с запуском сборки была обусловлена разразившимся в 1960-х года арабо-израильским конфликтом, из-за чего советская промышленность была вынуждена увеличить объемы выпуска военной техники.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ГАЗ-24

    Среди таксистов в советское время ходили легенды, согласно которым Горьковский автозавод выпускал ГАЗ-24 с двигателями V6 и V8. Этот миф отчасти был правдой. Такие моторы изначально планировали установить на данную модель. А двигатель V8 использовался на специальных модификациях седана, которые поставляли исключительно высшим чинам руководства страны. В частности, в силовых ведомствах использовался 5,5-литровый 195-сильный агрегат, обеспечивающий разгон до 200 км/ч. Также в СССР ходил миф, согласно которому Горьковский автозавод выпускал люксовую версию ГАЗ-24. Отличительной особенностью данной модификации была передняя оптика с двумя фарами по бокам. Такой миф, вероятно, появился из-за того, что предприятие рассматривало подобный вариант исполнения седана. Но дальше эскизов ГАЗ-24 с четырьмя передними фарами Горьковский автозавод не продвинулся.

    Советские автомобилисты говорили, что предприятие выпускало еще и полноприводную версию «Волги». Такой вариант автомобиля действительно был. Он создавался по спецзаказу, который поступил от Горьковского обкома. Автомобиль оснастили раздаточной коробкой и КПП от УАЗа, развернули задний мост и установили спереди, усилив лонжерон. В дополнение к этому инженеры изменили рулевые тяги и увеличили длину вала. В итоге Горьковский автозавод выпустил 5 экземпляров этой модели, получившей заводской индекс ГАЗ-24-95. Но полноценное серийное производство запущено не было ввиду того, что в действительности автомобиль получился неудобным.

    Помимо самого предприятия в разработке специальных модификаций занимались другие государственные структуры. В частности, в 1970-х годах Бронницкий «авторем» выпустил кабриолет на базе ГАЗ-24 с укрепленным Х-образным усилителем на днище. У такой машины правая боковая дверь была заварена. По слухам, этот вариант седана запретил выпускать Леонид Брежнев. Но в действительности генсек вряд ли интересовался подобными модификациями автомобилей.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Длина ГАЗ-24 составляла 4735 или 4760 мм в зависимости от версии. Ширина седана достигала 1800 мм, высота — 1490 мм. Размер колесной базы равен 2800 мм, клиренса — 180 мм. Серийный седан оснащался 2,5-литровым двигателем карбюраторного типа, максимальная отдача которого составляла 95 л.с. Он дополнялся 4-ступенчатой механической КПП и сухим однодисковым сцеплением с гидравлическим приводом. Автомобиль с таким агрегатом мог разогнаться только до 145 км/ч. Блок цилиндров, его головка, впускной коллектор и поршни изготавливались из алюминия. Гильзы у этого мотора были сменными, что существенно упрощало его ремонт. Отличительной особенностью агрегата считалась высокая тяга, доступная при малых оборотах. Двигатель был адаптирован под разные смазочные материалы, в том числе низкого качества.

    ГАЗ-24 выделялся на фоне предшественника также благодаря:

    • синхронизированной КПП;
    • тормозной системой с раздельными приводами и самоотводящими цилиндрами;
    • заднеприводному стояночному тормозу;
    • заднем мосту с разрезным картером;
    • двухшарнирной карданной передаче.

    В основе автомобиля лежали рессорные подвески с телескопическими амортизаторами. База седана отличалась простой, но надежной конструкцией. Тяги руля были расположены сзади. Все колеса дополнялись барабанными тормозными механизмами с автоматической регулировкой зазора.

    К содержанию ↑

    Производство

    ГАЗ-24 — это продукт Горьковского автозавода, который занимался как разработкой, так и производством автомобиля. Советский седан серийной выпускался с 1970 по 1986 годы. Еще на стадии разработки конструкторы поняли, что для этой модели необходимо обновление производственного процесса. Причина кроется в том, что в конструкции автомобиля были задействованы материалы и технологии, которые ГАЗ ранее не применял. В итоге еще в 1966 году началась масштабная модернизация Горьковского автозавода, на которую ушло порядка 125 миллионов рублей.

    Под сборку «Волги» на предприятии была запущена новая конвейерная линия. Одновременно с этим проводились другие мероприятия, направленные на повышение качества автомобиля. В частности, автозавод смог освоить выпуск новых сортов пластических масс. На Заволжском предприятии впервые в истории мирового автопрома применили технологию литья алюминиевых сплавов под давлением, которые затем использовались при сборке моторов. То есть фактически под ГАЗ-24 запустили новое производство. За все время существования данной модели Горьковский автозавод выпустил порядка 1,5 миллиона экземпляров всех модификаций.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Помимо седана Горьковский автозавод выпускал несколько других модификаций. В 1972 году на рынок вышел универсал ГАЗ-24-02 с 7-местным салоном. Эта была первая подобная модель в СССР. Следующую создал «АвтоВАЗ», выпустив уже в России 7-местную Lada Largus. Стандартный ГАЗ-24 за время своего существования был несколько раз модифицирован. В 1970-х годах Горьковский автозавод периодически вносил точечные изменения, внедрив новые приборную панель, бамперы, внешние зеркала с электроприводом и другие детали. С 1985 года автомобиль начали оснащать мотором, который затем устанавливали на ГАЗ-24-10. Горьковский автозавод специально для такси создал новую модификацию седана, оснастив его газобаллонным оборудованием. Таких версий было 3: 2401, 24-11 и 24-17. Также предприятие выпускало 2 специальные модификации универсала, предназначенного для «Скорой помощи» или грузоперевозок.

    Была еще одна спецверсия, которая официально в СССР не продавалась. Горьковский автозавод создал ГАЗ-24-76 «Scaldia», который отправлялся исключительно на экспорт в Европу и ряд других стран. В конце 1970-х годов к такому седану был добавлен универсал ГАЗ-24-77. Экспортный вариант «Волги» собирался в Бельгии мелкой серией из машинокомплектов, которые поставлялись в Европу. Автомобиль в данном исполнении оснащался маломощным турбодизельным двигателем Peugeot, а тормозную систему для него позаимствовали у Rover. В 1990-х годах такой вариант ГАЗ-24 вернулся в Россию. Но в нашу страну поставляли преимущественно поддержанные версии седана с истекшим эксплуатационным ресурсом. Этим автомобилям требовалась масштабная модернизация, включающая замену двигателя.

    Кроме того, существовала еще спортивная версия «Волги». Ее появление во многим обязано конструктивными особенностями двигателя, благодаря которым его мощность удалось довести до 150 л.с. Под этой вариант ГАЗ-24 доработали шасси и уменьшили вес кузова. Горьковский автозавод серийной выпускал несколько модификаций автомобиля специального назначения, под капотом которого скрывался 5,53-литровый двигатель. Он сочетался с 3-ступенчатой автоматической КПП. Седан в этом исполнении использовался преимущественно силовыми ведомствами. Были и другие специальные модификации, в том числе с двигателями BMW и Ford, но их выпустили в небольшом количестве.

    К содержанию ↑

    ГАЗ-24 сейчас

    Советский седан во времена СССР был одним из самых желанных автомобилей. В этой модели было применено множество уникальных для того периода технических и конструктивных решений, которые получили дальнейшее развитие в будущих модификациях «Волги». Это, а также статус дефицитного автомобиля, во многом сделало ГАЗ-24 легендарным автомобилем. Простая конструкция, в том числе и мотора, привлекает внимание к советской модели и сегодня. Однако автомобиль потребляет слишком много топлива, он недостаточно удобный и простой в управлении. Поэтому ГАЗ-24 сейчас — это скорее коллекционная модель. Отчасти спрос на данный седан сегодня обусловлен ностальгией по советскому прошлому (фото: ГАЗ).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей