ГАЗ-М-20 «Победа» — это во многом легендарный автомобиль, хотя сегодня чаще вспоминают о другом продукт Горьковского автозавода: о «Волге». Однако первая модель разрабатывалась, когда шла Вторая мировая война, и предприятие в целом было сосредоточено на производстве соответствующей продукции. Но советское руководство уже в 1943 году задумалось о создании нового ряда легковых автомобилей. Именно благодаря этому в течение сравнительно короткого срока была разработана «Победа». Однако процесс создания, как и производства, автомобиля сопровождался множеством проблем.

ГАЗ-М-20 «Победа»

Особенности

ГАЗ-М-20 «Победа» — это в целом особенный автомобиль. К его разработке приступили, когда до окончания войны оставалось около двух лет. Эта модель должна была стать советским автомобилем. То есть ее не только планировали разработать с нуля, но и собирать, используя отечественные детали. Но сложность заключалась в том, что в 1940-х годах в СССР фактически не было оборудования, необходимого для организации конвейерного производства подобного автомобиля. А например, заводы, занимающиеся выпуском листового металла, регулярно разрушала немецкая авиация. Однако СССР удалось за короткий срок не только разработать «Победу», но и запустить ее производство. Но из-за этого вначале получился неудачный автомобиль. Датой запуска его производства считается 1946 год. При этом в первое время выпустили сравнительно небольшое количество экземпляров из-за множества заводских дефектов.

    В рамках проектирования будущего автомобиля конструкторы намеревались выпустить не «Победу», а «Родину». Но Сталин «зарубил» эту идею, спросив, сколько будет стоить родина. Правда, это не более чем миф, так как автомобиль намеревались сразу назвать в честь победы СССР в войне. ГАЗ-М-20 выпустили в кузове фастбэк, который был популярен в то время. Визуально автомобиль походил на американские модели, что в целом было обусловлено тенденциями моды 1940-х годов, а не слепым копированием. Несмотря на это, фастбэк сразу готовили к советским дорогам. Поэтому у ГАЗ-М-20 был действительно высокий клиренс, упрощающий езду по пересеченной местности. Эта модель изначально рассматривалась как массовая, поэтому ее выпустили по сравнительно доступной цене. Однако фастбэк получился достаточно прочным, отчасти благодаря использованию толстой стали в конструкции кузова. Интересная особенность новинки скрывалась в ее салоне: она оснащалась радио.

    Автомобиль получил гидравлические тормоза, но их эффективность была относительно низкой. Из-за большой массы фастбэк не мог быстро ездить, а его 52-сильный двигатель потреблял слишком много топлива. Позднее эти недостатки были частично компенсированы за счет внедрения нового мотора на 98 л.с. Из-за дефицита материалов в поствоенное время в продажу поступил кабриолет, созданный на базе ГАЗ-М-20. Его появление было обусловлено скорее экономией металла, которым закрывалась крыша. Но усиленные передние стойки «Победа» сохранила во всех своих модификациях.

    Отличительной особенностью ГАЗ-М-20 стал кузов понтонного типа. То есть он не дополнялся выступающими крыльями, подножками или оптикой. ГАЗ-М-20 стал первым автомобилем в мире, который отличался подобной конфигурацией. Ни один производитель до этого не создавал машины с кузовом понтонного типа. Отказ от выступающих крыльев, по мнению конструкторов, помог увеличить объем внутреннего пространства. Несмотря на большой вес, «Победа» отличалась мягким ходом, что объяснялось некоторыми оригинальными решениями, реализованными в подвеске. Автомобиль комплектовался надежным и неприхотливым мотором. У него были комфортная в управлении коробка передач и неудобное рулевое колесо.

    К содержанию ↑

    История создания

    Еще в 1938 году Горьковский автозавод приступил к формированию модельного ряда на 2 ближайшие пятилетки. Для этих целей предприятие закупило за рубежом несколько автомобилей для изучения их конструктивных и других особенностей. На основе полученных результатов на автозаводе определились с ближайшими перспективами новой легковой машины. В частности, они установили, что у будущего автомобиля должны быть независимая передняя подвеска, несущий кузов и гидравлические тормоза. Интересно то, что уже тогда был создан первый рисунок машины с кузовом, который впоследствии назовут уникальным. Его создателем выступил художник-конструктор Валентин Бродский. Также он предложил внедрить большое панорамное окно спереди. Однако ограничения в технических возможностях того времени не позволили реализовать данную идею: «Победа» вышла с двумя лобовыми стеклами, разделенными центральной стойкой.

    Позднее был представлен еще один эскиз с подобной компоновкой кузова. Но с началом мировой войны все работы над новым легковым автомобилем приостановили. Фактически разработка модели, которая в дальнейшем была преобразована в ГАЗ-М-20 «Победа», началась в 1943 году, когда Наркомат средней промышленности одобрил послевоенную линейку машин. Именно тогда ГАЗ получил разрешение от руководства страны на разработку автомобиля, проект которого уже был практически создан. Ответственным за него стал Андрей Липгарт, бывший на тот момент главным конструктором Горьковского автозавода. Кузов и шасси разрабатывали 2 инженера: Александр Кириллов и Анатолий Кригер. Участники проекта практически сразу представили прототипы двух автомобилей: ГАЗ-20 и ГАЗ-25, различающиеся между собой как по габаритам, так и по характеристикам моторов. Первый планировали оснастить двигателем на 2,1 литра, второй — на 2,7 литра. Однако Сталин позднее запретил разрабатывать проект ГАЗ-25, так как хотел, чтобы Горьковский автозавод выпустил более экономичный автомобиль.

    В рамках развития данного проекта советские конструкторы использовали опыт, полученный в ходе изучения иностранных и трофейных машин. Это позволило компенсировать то время, которое было упущено из-за войны. В частности, они позаимствовали у иностранных образцов конструкцию передней подвески, многих элементов рамы, расположенной под мотором, и силовой защиты днища. Основным прототипом, на который ориентировались инженеры ГАЗа, стал довоенный Opel Kapitan. Дизайн будущей «Победы» разрабатывался с учетом тех оригинальных решений, которые показал на своих эскизах Бродский. Но, как и в случае с иностранными прототипами, эти рисунки использовались как общий план, в рамках которого планировали действовать. Детально автомобиль фактически разрабатывался с нуля. Например, художник-конструктор Вениамин Самойлов разместил передние фары в верхней части колесных крыльев и установил плоскую радиаторную решетку.

    В 1944 году завершился первый этап разработки автомобиля. К тому моменту был подготовлен макет и начались испытания шасси, а затем — ходовой образец машины. Причем сначала тестировался вариант М-25, от которого впоследствии отказались. Более экономичная версия появилась только в 1945 году. Проект данного автомобиля лично утверждал Сталин. Подготовка к серийному производству «Победы» началось практически сразу после окончания войны: 19-го июня 1945 года. ГАЗ испытывал сильное давление со стороны руководства страны. Поэтому Горьковский автозавод ускоренными темпами работал над запуском производства. Но есть версия, что главный конструктор предприятия взял на себя ответственность максимально быстро ввести в строй грузовик и легковой автомобиль. Вне зависимости от причины производство ГАЗ-М-20 стартовало в 1946 году. Правда, в первое время автомобили собирали фактически вручную. Поэтому до конца 1946 года было выпущено всего 23 экземпляров.

    В следующем году наладили серийное производство. Однако к тому времени Горьковский автозавод не успел полностью оборудовать производственный конвейер. Кроме того, оставалась масса недоработок в конструкции фастбэка. Несмотря на сказанное, в 1948 году Горьковский автозавод выпустил тысячный экземпляр «Победы». ГАЗ-М-20 того времени выпускался с ободками фар, окрашенными в цвет кузова, когда как на последующих версиях они были хромированными. Также первые экземпляры были лишены салонного отопителя и указателей поворотов. До 1948 года предприятие выпустило порядка 1700 единиц «Победы». Но те экземпляры отличались низким качеством сборки, из-за чего Горьковский автозавод получил массу критики со стороны водителей. Были и нестандартные недоработки типа низкого потолка, из-за чего автомобилистам приходилось снимать шляпы.

    Поэтому к 1948 году приступили к полноценным испытаниям «Победы», в рамках которых были выявлены все те недочеты, которые нельзя было найти ранее из-за ускоренной разработки фастбэка. Это стало возможным отчасти потому, что Горьковский автозавод к тому моменту временно приостановил сборку машин из-за переоборудования предприятия. В итоге под выпуск ГАЗ-М-20 был выделен отдельный цех, а в самом автомобиле были заменены или переделаны 346 деталей. Производство «Победы» второй серии стартовало в том же 1948 году. Все ранее выпущенные экземпляры вернули на предприятие для устранение заводских дефектов. Отличительной особенностью фастбэка второй серии стали штампованные панели кузова, у которых устранили заметный перекос и улучшили сварочные швы. Также инженеры уменьшили заднее сидение, повысив таким образом посадку высоких пассажиров. А через 2 года «Победа» получила более совершенную коробку передач с рычагом, вынесенным на рулевую колонку. К 1955 году завершилась разработка ГАЗ-М-20 третьей производственной серии. Выпускать автомобиль перестали через 3 года после этого. Разработчики ГАЗ-М-20 «Победа» были удостоены Сталинской премии.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ГАЗ-М-20 «Победа»

    Помимо мифа о названии «Победа» есть несколько легенд, связанных с советской классикой. Многие считают, что ГАЗ-М-20 стал первым автомобилем, выпущенным после окончания войны. Однако в действительности раньше него в продажу поступил ЗИС-110. Исходя из названия, а также с учетом некоторых других обстоятельств, среди советских автолюбителей ходил миф, согласно которому «Победа» является 100-процентным продуктом отечественной разработки. То есть эту модель создавали конструкторы и дизайнеры ГАЗа. Но, как было показано выше, при разработке автомобиля они ориентировались на иностранные образцы. Это во многом было обусловлено необходимостью в кратчайшие сроки создать новую машину.

    Появившиеся после 1950-го года экземпляры «Победы» отличались прочной конструкцией. Это касалось как шасси или кузова, так и коробки передач и двигателя. Из-за этого возникла легенда, что «Победа» изначально была прочным автомобилем. Но первые 1700 экземпляров фастбэка имели массу недоработок. Был еще один миф, возникший из-за выхода на рынок модификации кабриолет. Считалось, что такой автомобиль создавался только для богатой прослойки советских граждан. Но эта версия «Победы» появилась скорее вопреки. Ее создавали из-за дефицита листового металла: конструкторы убрали крышу, чтобы сэкономить на материале. Поэтому неудивительно, что Горьковский автозавод выпустил 14222 кабриолетов «Победа».

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    ГАЗ-М-20 имел ряд конструктивных особенностей, которые выделяли его на фоне иностранных аналогов. Это касается не только дизайна кузова. У советской модели на 15-20 см уменьшили высоту в сравнении с иностранными аналогами. Данное решение позволило ниже переместить центр тяжести, что положительно сказалось на устойчивости и управляемости. Добиться этого удалось еще и за счет того, что двигатель перенесли дальше вперед. В результате инженерам удалось создать автомобиль с передовой компоновкой: те относительно небольшие решения позволили также увеличить объем внутреннего пространства и заметно уменьшить коэффициент лобового сопротивления, что положительно сказалось на расходе топлива.

    Под капотом «Победы» разместили 2,1-литровый двигатель, который в будущем перенесли на внедорожник ГАЗ-69. Его максимальная отдача в зависимости от модификации достигала 50-52 л.с. Двигатель был рассчитан на потребление низкооктанового «66-го» бензина. Сам мотор отличался высокой надежностью и продолжительным сроком службы. Однако его мощности было недостаточно для быстрой езды. ГАЗ также выпускал ограниченным тиражом специальную версию «Победы», которая оснащалась 6-цилиндровым силовым агрегатом. Этот вариант автомобиля собиралась по заказу служб госбезопасности. В первые годы ГАЗ-М-20 комплектовался 3-ступенчатой механической КПП, которая была лишена синхронизаторов. Рычаг был вмонтировал в пол. Но с 1950 года автомобиль приобрел новую КПП с синхронизаторами на второй и третьей передачах. Задний мост разрабатывался специально под «Победу»: ГАЗ не использовал его ни на одной другой модели.

    К содержанию ↑

    Производство

    С момента начала разработки и до завершения производства ГАЗ-М-20 «Победа» собирали только на Горьковском автозаводе. В период с 1946 по 1958 годы предприятие выпустило 241 497 экземпляров этой модели. Чуть менее 37,5 тысячи автомобилей отправили на службу в такси.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    За годы существования ГАЗ-М-20 было создано 3 основные модификации автомобиля: фастбэк, автомобиль для такси и кабриолет. Каждая из этих версий в течение указанного срока была неоднократно модернизирована. Но в 1950-е годы мелкой серией были выпущены следующие модификации:

    • с мотором на 62 л.с.;
    • быстроходная версия для КГБ;
    • фургон;
    • пикап;
    • длиннобразная версия;
    • парадный кабриолет с 4-местной посадкой;
    • для «Скорой помощи»;
    • спортивная модель.

    На основе «Победы» во второй половине 1950-х годов начали разрабатывать 2 оригинальных автомобиля: М-20Г, быстроходная машина, также предназначенная для КГБ, и М-72 с полным приводом от армейского внедорожника. Кроме того, были еще и экспортные варианты, которые практически ни в чем не отличались от советского фастбэка.

    К содержанию ↑

    ГАЗ-М-20 «Победа» сегодня

    Несмотря на то, что прошло более полувека с момента выхода последнего экземпляра, «Победа» все еще пользуется высоким спросом на российском рынке. Эту модель полюбили реставраторы, которые нередко устанавливают на автомобиль современные двигатели от Toyota и других компаний. Причем они после таких доработок редко когда изменяют ходовую часть. Также ГАЗ-М-20 пользуется высоким спросом среди тюнеров, которые создают на базе этой модели оригинальные автомобили: спортивные, с высоким клиренсом и другие. В подобных случаях инженеры берут только кузов, меняя все остальные детали.

    Кроме того, дизайн «Победы» используется при разработке нестандартных машин. То есть на отечественных дорогах иногда встречаются удлиненные версии ГАЗ-М-20 с немецкими двигателями. В свою очередь, компания ГАЗ недавно перерегистрировала свои права на марку «Победа», чем спровоцировала немало слухов. Часть из них касалась того, что Горьковский автозавод собирается вернуть советскую легенду на рынок. Но в действительности ГАЗ зарегистрировал данное название для сувенирной продукции (фото: ГАЗ).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей