Горьковский автозавод сегодня известен как производитель коммерческих автомобилей. Но во времена СССР он собирал и легковые машины, наиболее знаковыми среди которых были «Победа», «Чайка» и «Волга». Однако в истории Горьковского автозавода встречаются автомобили, которые могли бы стать бестселлерами советского рынка. Одной из таких моделей является ГАЗ-18.

Что такое ГАЗ-18?

В середине 50-х годов прошлого века в СССР возник острый спрос на малолитражные автомобили, адаптированные под инвалидов. В тот период выпускались трехколесные мотоколяски с брезентовым верхом, которые можно было использовать только в теплое время года. Советское руководство откликнулось на запрос общественности и поручило Горьковскому автозаводу разработать такой автомобиль.

В роли главного инженера, который занялся решением данного вопроса, выступил Николай Юшманов. Этот человек известен тем, что спроектировал легендарную «Чайку». Видимо, поэтому получившийся в итоге ГАЗ-18 внешне так походил на советский лифтбек. В начале разработки Горьковский автозавод не располагал достаточными ресурсами для создания новой модели. При этом его руководство предоставило конструкторам полный простор. То есть те могли делать все, что угодно.

Результатом этого стало появление первого прототипа ГАЗ-18. Автомобиль, как и «Чайка», обладал цельнометаллическим кузовом с крупными передними фарами круглой формы и большой радиаторной решеткой. Данная модель в целом являлась уменьшенной копией советского лифтбека. Но из-за небольших габаритов ГАЗ-18 комплектовался только двумя боковыми дверями.

По уровню комфортабельности данная модель уступала «Чайке». Во многом это объяснялось ее узкой специализацией. В разработке нового ГАЗ-18 принимали участие инженеры, которые ранее получили увечья. То есть автомобиль стремились максимально адаптировать под нужды людей, лишившихся конечностей.

Конструкция и техническая часть

В движение новый ГАЗ-18 приводился за счет двигателя, который позаимствовали у «Москвича-402». При этом инженеры Горьковского автозавода внесли немало изменений в конструкцию силового агрегата. Они уменьшили число цилиндров, доведя их количество до двух. Из-за этого объем двигателя сократился до 620 куб.см. Максимальная мощность переработанного мотора достигала 18 л.с., что было ненамного больше, чем развивали мотоколяски, которые использовали инвалиды.

    Двигатель у ГАЗ-18 располагался сзади. Такое конструктивное решение инженеры приняли для того, чтобы, сохранив компактные размеры, максимально увеличить объем салона. В комплекте с указанным мотором шла трехступенчатая автоматическая КПП с гидротрансформатором, которую взяли у ГАЗ-21. Данное решение также считалось революционным для советской промышленности. Тогда автоматические КПП не устанавливались на машины с малолитражными моторами.

    Но использование такой коробки было обусловлено необходимостью: благодаря ей инженеры могли не оснащать ГАЗ-18 педалью сцепления. Но сам «автомат» на тот момент считался одним из худших. Со временем его даже перестали устанавливать на «Волгу».

    Основу для ГАЗ-18 инженеры подсмотрели у Volkswagen. В качестве подвески для советской модели они использовали независимую торсионную конструкцию. Такую же Volkswagen использовал на легендарном Beetle.

    «Запорожец» его «похоронил»

    Несмотря на то, что проектированием ГАЗ-18 занимались инженеры Горьковского автозавода, его сборку планировали наладить на другом предприятии. В качестве площадки для производства рассматривали предприятие «Коммунар», которое спустя несколько лет после этого начало выпускать «Запорожец».

    Интересно, несмотря на внешнее и конструктивное сходство двух моделей, они были совершенно разными. Будущий «Запорожец» разрабатывался инженерами НАМИ. Его изначально планировали выпускать на предприятии «Коммунар». Более того, именно проект ЗАЗ-965 «похоронил» ГАЗ-18.

    Горьковский автозавод после двух лет разработок представил 2 прототипа малолитражного автомобиля. Но выход модели на рынок так и не состоялся. Дело в том, что советское руководство не смогло найти дополнительных денег, необходимых для налаживания производства такого автомобиля. У Горьковского автозавода также не было лишних средств. Причина в основном заключалась в том, что практически одновременно с разработкой ГАЗ-18 в Москве инженеры проектировали ЗАЗ-965. Создание обоих автомобилей также было завершено почти в одно время. В итоге советское руководство дало «зеленый» свет именно проекту ЗАЗ-965, посчитав этот автомобиль более перспективным хотя бы потому, что он ориентировался на массовую аудиторию. Позднее на базе «Запорожца» было создано несколько вариантов машин, адаптированных под нужды инвалидов.

    Нет больше статей