Горьковский автомобильный завод имеет богатую историю. На данный момент он занимает центральное место среди предприятий, поставляющих на рынок грузовые автомобили, микроавтобусы, силовые агрегаты и  специальную технику. Помимо этого, в модельном ряду есть и легковые автомобили.

История ГАЗ берет свое начало в 1932 году. На тот момент он имел другое название – Нижегородский автомобильный завод им. В. М. Молотова. Его появление стало плодом соглашения заключенного Ford Motor Company и ВСНХ СССР. В документе было отражено обязательство американской стороны в технической помощи Советскому союзу для производства грузовых и легковых автомобилей. Роль «доноров» исполняли две модели: Ford-AA и Ford A. Таким образом, 1 января 1932 года завод был официально открыт и спустя месяц уже выпустил первый в истории бренда грузовик ГАЗ АА. В декабре ассортимент расширился подготовленным пятиместным легковым автомобилем А.

Начало истории  — 1932-1936 года

Автомобильный завод ГАЗ (Нижний Новгород) в 1933 году выпустил первый автобус. Речь идет о ГАЗ-03-30, имеющий возможность перевозки 17 пассажиров одновременно. В конструкцию входил деревянный каркас, который усиливался деревометаллической обшивкой. Несмотря на непрочность конструкции ему удается стать самым распространенным автобусом как довоенного, так и раннего послевоенного периода.

    Яркой иллюстрацией популярности продукции Горьковского автозавода стал 100-тысячный экземпляр ГАЗ-А, который сошел с конвейера уже спустя два года после открытия производства. Музей истории ГАЗ даже называет дату памятного события – 17 апреля 1935 года.

    Согласно заключению соглашения с американской стороной, последние обязаны были поддерживать отечественного производителя на протяжении пятилетнего срока. За это время была передана документация Model, который выпускался в 1933 году. Иностранный автомобиль, однако, почти не подходил для эксплуатации в СССР, поэтому его пришлось переделывать и адаптировать для советских граждан. В итоге, изменилась конструкция: поперечные рессоры смогли заменить на две пары продольных, а мощность 4-цилиндрового двигателя форсировали на 50 лошадиных сил.

    Именно этот путь проделал четырехдверный седан ГАЗ-М-1. В простонародье этот автомобиль получил названием «Эмка». Напомним, что легковой автомобиль стал самым популярным на территории довоенного государства. На его основании было создано несколько модификаций. В число «последователей» входят фаэтон с полным приводом и внедорожник с закрытым кузовом типа седан.

    О последнем хочется сказать немного больше. Перед началом Великой Отечественной войны завод выпускает армейский внедорожник ГАЗ-64. Он обладал повышенной проходимостью за счет установки полного привода. В то время он стал основным ресурсом для солдат. Так, предсерийный экземпляр появился в 1941 году. В его преимущества входил целый ряд плюсов: отсутствие дверей позволяло быстро покинуть салон автомобиля, укороченная на 755 мм база избавляла от необходимости использования карданного вала.

    Выпуск ГАЗ-64 – 1941-1943 года

    Помимо армейской техники Горьковский завод занимался производством танков. До сих пор сохранились данные о разработке серии плавающих танков Т-38. Их было выпущено немного – 35 штук. После испытательного периода, который техника проходила непосредственно в бою, решено выпустить усовершенствованную модификацию. Доработки привели к появлению прототипа, который получил название «Танк Молотова». Но, несмотря, на серьезные разработки осенью 1941 года было принято решение об остановке разработок в этом направлении.

    Как и большинство заводов, ГАЗ во время войны был вынужден скорректировать собственные планы и перекинуть все силы на удовлетворение военных нужд. В связи с этим танки стали основным направлением деятельности. В октябре появляется Т-60, немного позже в армию начинают поступать бронированные и усиленные Т-70. Декабрь 1942 года запомнился танкистам появлением нового танка Т-80 с двухместной башней. Помимо этого Горьковский автозавод производит самоходные-артиллерийские установки  СУ-76, двигатель ГАЗ, минометы и прочее.

    Нельзя не вспомнить бронированный автомобиль БА-64, который вышел с конвейера в 1942 году. Не сложно догадаться, что прототипом для него послужил ГАЗ-64. Впоследствии В.А. Грачев, который разработал эту модель, был награжден Сталинской премией. Спустя год модельный ряд ГАЗ включает легковой армейский авто с повышенной проходимостью – ГАЗ-67Б.

    Во время войны ГАЗ часто подвергался атакам со стороны враждующей стороны. Стены завода переживали неоднократные бомбардировки. Часть завода смогла устоять, но большинство помещений получили сильные разрушения. Для восстановления были задействованы более 35 000 человек, которые работали на протяжении 20 часов в сутки. Завод был полностью восстановлен за 100 дней. Но, даже это не позволило вернуться к прежним темпам. Так, пришлось отказаться от выпуска грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Временно был остановлен выпуск БА-64 и еще нескольких моделей. Для государства подвиги людей не остались незамеченными, поэтому во время войны завод наградили орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.

    Сразу после войны ГАЗ вынужден определяться с новой стратегией развития. Руководство принимает решение о расширении модельного ряда, что приводит к появлению ГАЗ Победа М-20 – в 1946 году, немного позже появляется снегоболотоход, а затем на рынок выходит небольшой грузовик ГАЗ-51, способный перевозить до 2,5 тонн груза.

    Выпуск ГАЗ-69 – 1952-1972 года

    Спустя два года модельный ряд производителя пополняет ГАЗ-63, а спустя еще год – ГАЗ-69. Последний, когда находился в процессе разработки, был назван «Труженик». Ему удалось выйти на рынок, где он продавался в период 1953-1956 года, а позже отошел к заводу УАЗ. Нельзя недооценивать вклад этой модели в развитие мирового автомобилестроения. Дело в том, что на его базе было создано множество модификаций, которые поставлялись в 56 стран мира, а Румыния и Северная Корея смогли получить документацию на сборку.

    Выпуск ЗИМ – 1948-1960 года

    Известный по всему миру ЗИМ с шестиместным салоном вышел в 1950 году. Длина седана составляла 5 530 мм, а колесная база простиралась на 3 200 мм. Тем самым, салон был огромным и идеально подходил для представителей партии и номенклатуры. Позволить этот автомобиль в личное пользование могли лишь избранные. ЗИМ стал первым авто, рассчитанный на шестиместную трехрядную посадку: аналогов этой модели в мире еще не было. Отдельно отметили заслугу инженеров, которые внедрили гидромеханическую трансмиссию, позволяющую автомобилю плавно начинать движение.

    Выпуск ГАЗ-21 – 1956-1970 года

    В 1956 году становится ясно, что прежняя конструкция Победы устаревает. В связи с этим появилась необходимость обновления. В результате был создан автомобиль, призванный стать культовым для нескольких поколений – ГАЗ-21 Волга. За созданием модели стояли Н.И. Борисов, В. С. Соловьев, А.М. Невзоров и пр. Им удалось почти невероятное: соединить технические возможности, обновить дизайн и приблизить его к американской и европейской школам.

    ГАЗ Волга получил новый двигатель, основной «изюминкой» которого стала клиновидная камера сгорания. Мотор позволял «выдавать» 70 лошадиных сил и разгонял машину до 130 км/ч. Немного позже Волга начала «обрастать» модификациями, сменяя кузова. Начинается изготовление автомобилей на экспорт и заполняется автопарк для скорой помощи.

    Выпуск ГАЗ-13 – 1959-1981 года

    Ближе к 60-м годам у ГАЗа появляется новый фаворит – ГАЗ-13 или «Чайка». Количество посадочных мест вырастает до семи, а экстерьер все больше приближается к американским канонам. Отдельное внимание уделяется техническим возможностям: конструкция получает V-образный двигатель на 8 цилиндров, выдающий рекордное число «лошадей» — 195 сил, гидравлический усилитель руля, карбюратор с четырьмя камерами и гидромеханическую коробку. Престиж новинки подчеркивается появлением «комфортных» функций не характерных для автомобилей того времени: электрические стеклоподъемники, россыпь кнопок, омыватель лобового стекла, радиоприемник, противотуманные фары и пр. Он выпускался в кузовах лимузин и кабриолет.

    Выпуск ГАЗ-2102 – 1981-2009 года

    На всемирной Брюссельской выставке в 1958 году ГАЗ получает Гран-при за «Волгу», «Чайку» и ГАЗ-52 (грузовик). В этом же году на пост руководителя приходит И. И. Киселев, который в течение 25 лет станет бессменным директором. Именно его заслуга в том, что он организовал специализированные заводы, которые превратили Горьковский автозавод в одно из самых крупных производственных предприятий того времени.

    В период его работы был сделан огромный скачок. Появляются многочисленные модернизации грузовых автомобилей. В итоге на конвейер выходят культовые новинки ГАЗ с индексами 52, 53А, 66. Что касается последнего, то он выделяется на фоне остальных повышенными эксплуатационными характеристиками.

    Прорыв в динамике был сделан в 1970 году с выходом в производство ГАЗ-24. За движение отвечал 98-сильный мотор, который разгонял Волгу до 140 км/ч. Помимо этого в достоинства седана записывали вместительный багажник, просторный салон и комфортное управление.

    В то же время, руководство не прекращает вкладывать ресурсы в модернизации ГАЗ-14 «Чайка», который уже к концу 79-го года выводит третье поколение. Он сохраняет семиместное расположение кресел, но обзаводится новыми техническими характеристиками. V-образный 8-цилиндровый мотор достигает мощности в 220 лошадиных сил и увеличивает предельную мощность до 175 км/ч. В 1980-м году создается четырехцилиндровый двигатель нового поколения – ЗМЗ-406, который станет центральным для эпохи автомобилей ГАЗ и УАЗ, преобразовавшись в ЗМЗ-409, установленный на современных автомобилях.

    В это же время у ГАЗа вырисовывается новая перспектива – стать центральным производителем автомобилей с дизельным топливом. Руководство не намерено упускать эту нишу, поэтому уже в 1984 году появляется ГАЗ-4301 с тяжелотопливным двигателем и системой воздушного охлаждения.

    Пару слов стоит сказать о начале серийного выпуска «Волги» с техническим обозначением ГАЗ-3102. Эта модификация получает новый интерьер, солидную внешность, новую приборную панель и эффективную тормозную систему. Именно эта модификация долгое время использовалась в качестве служебного автомобиля всей советской номенклатуры.

    Выпуск современных автомобилей – 1992- н.в.

    После развала Советского Союза руководящий пост занимает Н.А. Пугин. Его должность значится, как «президент», в связи с изменением статуса организации. В 1992 году ГАЗ получил звание ОАО, а приоритетным направлением становится выпуск легковых автомобилей. Согласно основным целям, ГАЗ-31029 появляется с новым дизайном и измененной задней частью.

    Малотоннажный грузовик Газель в современном виде появляется в 1994 году. Со временем он становится «донором» для целого семейства, аналогов которому почти не существует на территории всех стран СНГ. Первые 11 лет выпуска этой модели стали самыми плодотворными. Компании удается продать 1 миллион экземпляров.

    Тем временем ГАЗ не готов отказываться от легендарной Волги, вновь обновляя ее в 1997 году. Для нее была выкуплена лицензия у австрийской фирмы Steyr. Она позволила производить дизельные моторы для грузовиков, легковушек и микроавтобусов.

    В 2000-м году произошел крупный переворот в истории авто ГАЗ. Контрольный пакет акций выпускает «Базовый элемент». В итоге, завод передают холдингу «РусПромАвто», который спустя пять лет преобразовывается в «Группу ГАЗ». Однако это пошло на пользу: современное руководство проводит реорганизацию, что позволяет расширить дилерские сети, пересмотреть устаревшую структуру и оптимизировать модельный ряд. В итоге, принимается решение сосредоточить основные ресурсы на выпуске коммерческих авто, Е класса и двигателей ЗМЗ.

    Помимо этого, «Группа ГАЗ» принимает решение о покупки английской компании LDV Group, который занимается выпуском фургонов Maxus. Однако производство фургонов и микроавтобусов из британских комплектов не приносит должной выгоды, поэтому  просуществовал проект всего один год – с 2008 до 2009 года, без учета налаживания производства. Предпринимается попытка вернуть жизнь «Волги» и в 2008 году на мощностях автозавода DaimlerChrysler выпускается Волга Сайбер, которая была убрана из модельного ряда спустя два года из-за низкого спроса. За три года до этого был выведен на конвейер ГАЗ-31105: его производство прекратилось также в 2009 году.

    Точкой переворота и нового взлета можно считать 2010 год, когда совместно с концерном Daimler отечественный производитель начинает выпуск Mercedes-Benz Sprinter. Наряду с ним на конвейер попадает комфортабельный, надежный, безопасный автомобиль — Газель Бизнес. Уже спустя несколько месяцев после начала производства становится понятно, что он обречен на успех, в связи с чем на рынке появляется двигатель ЗМЗ и дополняется газобаллонным оборудованием.

    В 2011 году компании удается заключить соглашение с General Motors о сборке очередного поколения Chevrolet Aveo. После чего Volkswagen Group также принимает положительное решение на выпуск целого ряда моделей на мощностях ГАЗ – Йети, Октавиа и Джетта. Мощность производства рассчитана на выпуск 110 тысяч автомобилей в год.

    В 2014 году появляется пятое поколение Газон Некст, представляющее продолжение поколения среднетоннажных автомобилей. Он приходит на смену модели 3309. Главными отличиями становятся просторная и эргономичная кабина, которая почти полностью копирует аналогичную часть Газель Некст. Под капотом оказывается турбированная дизельная установка на 153 л.с. объемом 3,7 литра или российская разработка ЯМЗ-5344-20, который при объеме 4,4 литра способен выдавать 149 л.с. На данный момент на российском рынке представлен широкий ассортимент автомобилей для бизнеса, в том числе и популярный Соболь 4х4, он же Баргузин с аналогичными двигателями.

    Нет больше статей