Не так давно в Сети появилась информация о намерении вернуть на российский рынок «Волгу». После возрождения «Москвича» эта новость уже не кажется какой-то фантастической. Тем более, что ГАЗ-21 в свое время был очень востребованным автомобилем. Эксперт портала naavtotrasse.ru уточняет, что машина отличалась небывалым уровнем комфорта и даже оснащалась АКПП. Кроме того, ГАЗ-21 был вторым авто отечественного производства после «Победы» и смог превзойти предшественницу по всем параметрам.

ГАЗ-21 «Волга»

Особенности

ГАЗ-21 «Волга» — это уникальная модель советского автопрома. Она пережила 2 рестайлинга и период безусловного доминирования на улицах городов СССР. Достаточно просто посмотреть любой художественный фильм тех времен, чтобы понять, что «Волга» была безусловным фаворитом. Даже сегодня ГАЗ-21 не ушел в небытие, так как он продолжает пользоваться определенным спросом. Одной из главных особенностей этого автомобиля стало наличие коробки-«автомат». До этого машины такой трансмиссией не комплектовались. Несмотря на то, что «Волга» с АКПП не получила широкое распространение, это был большой шаг в советском автопроме.

    К содержанию ↑

    История создания

    История легендарной «Волги» началась еще в далеком 1953 году. Тогда очень талантливый конструктор Андрей Александрович Липгарт начал создавать чертеж новой «бомбы» советского автопрома. К слову, мужчина занимал главный пост на заводе имени Молотова. Кроме того, он был создателем не менее легендарной «Победы». Проходя долговременную стажировку на заводе Ford в Америке Липгард понял, что его детище нуждается в серьезной модернизации. И это несмотря на то, что «Победа» являлась лучшей машиной того времени. Итак, в 1952 году специалист взял в руки ватман и принялся за создание автомобиля. Эта модель получила название «М-21». Ходят слухи, что машина была некой копией Форда, но на самом деле это не так, о чем мы расскажем ниже.

    Создание дизайна автомобиля доверили Льву Еремееву, а главным конструктором был назначен Александр Михайлович Невзоров. Никто не отрицает, что при разработке ГАЗ-21 «Волга» во внимание принимались образцы разных американских машин, например, Chevrolet Deluxe Styline и Ford Mainline, однако откровенного копирования не было. Вообще к разработке предъявлялись самые высокие требования. Автомобиль должен был стать не только комфортабельным, современным и скоростным, но и способным преодолевать дороги не самого лучшего качества, коих в СССР было предостаточно. Закупка иностранных моделей нужна была для того, чтобы изучить устройство автоматической трансмиссии, которой на советских машинах в те времена не было.

    Первый образец «Волги» был изготовлен в 1954 году. После этого были собраны еще два тестовых автомобиля. Примечательно, что все эти машины довольно сильно отличались по целому ряду характеристик. На испытания автомобили отправились 3 мая 1955 года. И седаны смогли успешно справиться со всеми поставленными перед ними задачами. Более того, оказалось, что «Волга» более экономичная и динамичная в сравнении с «Победой», в качестве замены которой она и задумывалась. Превзошел седан и зарубежные аналоги, пригнанные на испытания. Отметим, что один тестовый экземпляр оснащался механической КПП, а два других – автоматической. АКПП была 3-скоростной, а ее главная передача имела конусную форму. Испытательным был выбран маршрут «Москва-Крым» (туда и обратно). Во время испытаний выяснилось, что МКПП и «автомат» одинаково справляются с разнообразными дорожными условиями, например, песком и горами. Продажи машины стартовали в 1957 году. Однако из-за плохой экономической ситуации в СССР, отсутствия квалифицированных дилерских центров и качественных автомасел, «Волгу» с АКПП выпустили ограниченной партией: всего 700 экземпляров. Основной упор все же делался на «механику».

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ГАЗ-21 «Волга»

    Как уже упоминалось выше, бытует мнение, что «Волга» была скопирована с американского Ford Mainline. Однако все модели того времени в целом друг на друга похожи, такой уж была автомобильная мода того времени. В этой связи также стоит отметить, что заокеанский экземпляр имеет рамную конструкцию, а ГАЗ-21 получил несущий кузов. Да и силовой агрегат у «Волги» был совершенно новым. Также есть одна интересная история, связанная с облицовкой решетки радиатора машины. Изначально задумывалось сделать этот элемент в виде горизонтального бруса, в центре которого должен был расположиться круглый шильдик с большой 5-конечной звездой. Однако серийный седан получил радиаторную решетку в виде хромированного металлического листа с несколькими вертикальными прорезями. Да и звезду убрали. По легенде, это связано с тем, что первоначальное оформление не понравилось полководцу Георгию Жукову во время осмотра машины в Кремле. Он назвал переднюю часть автомобиля слишком «хищной». Но есть и другая версия: оформление не понравилось Николаю Булганину, который на тот момент занимал пост председателя Совета министров СССР. Так или иначе, дизайн поменяли. К тому же «Волгу» планировали поставлять на экспорт. Но зарубежные дилеры, мягко говоря, прохладно отнеслись к машине с символом в виде звезды. Ведь это получался уже не экспорт автомобиля, а экспорт революции.

    К слову, также выше упоминалось, что первая партия «Волги» состояла из экземпляров с механической и автоматической КПП. И последняя оказалась проблемной из-за отсутствия надлежавшего обслуживания и качественных масел. На самом заводе рассказывали, что некоторые владельцы седана с коробкой-«автомат» даже приезжали на предприятие и просили заменить им трансмиссию на механическую. Поэтому все сохранившиеся сегодня «Волги» с АКПП – настоящий раритет. Еще немного об экспорте. Часть первых «Волг» красили в 2 цвета. Это было связано с тем, что подобное исполнение было очень модным в США и Европе. А вот на самом ГАЗе двухцветные машины терпеть не могли, так как такая окраска – это огромная морока. Особенно потому, что нужно было сделать ровный переход между колерами. Но, к счастью для работников предприятия, мода на такие модели стала сходить на нет.

    В 1962 году стартовал выпуск третьей серии «Волги». И одновременно со стандартным седаном на конвейер встал универсал ГАЗ-22. И эта была всего лишь вторая советская модель в таком кузове после «Москвича-423». Однако приобрести универсал обычным гражданам было невозможно. Частные экземпляры если доставались кому-то, то только очень известным людям. Например, такой автомобиль был у актера Юрия Никулина, поэта и драматурга Сергея Михалкова, а также фигуристов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. Помимо универсала в производство планировалось запустить фургон. Пресса даже писала, что уже готова предсерийная версия модели. Однако данная модификация была бы воспринята как кощунство, так как стране не хватало именно легковушек. Поэтому грузовая «Волга» в серию не пошла.

    Также отметим, что «Волга» стала первым советским автомобилем, которая получила праворульную модификацию. Естественно, что такие машины предназначались для экспорта. Но популярность ГАЗ-21 в Европе была невысока. Конечно, модель ценили в соцстранах, Финляндии и Скандинавии. Но и здесь она была представлена в ограниченном количестве экземпляров. Всего было создано около 100 праворульных «Волг». Данные машины в первую очередь были рассчитаны на Великобританию, но там было реализовано всего полтора десятка. А еще на Западе была дизельная вариация автомобиля. Местные дилеры ставили под капот седана сначала 1,6-литровый 43-сильный агрегат, а после 2,2-литровый на 65 л.с.

    Между тем, «Волга» оказалась настоящей кинозвездой. Она снималась во множестве фильмов, но на ум в первую очередь приходит лента 1966 года «Берегись автомобиля». Фактически данное кино можно назвать 1,5-часовым рекламным роликом машины, где она является символом богатства и достатка. Более того, она же и мера справедливости. Еще один суперхит, в котором появилась «Волга», — это «Бриллиантовая рука». Здесь автомобиль используется в качестве такси. А в фильме «Три тополя на Плющихе» 1967 года машиной управляет Олег Ефремов. Была «Волга» и в картине «Три плюс два». Там автомобиль смотрится очень внушительно на фоне «Запорожца» девушек-героинь. Наконец, «засветился» седан в мультфильмах. Например, его можно увидеть в анимированной картине «Дядя Степа милиционер» 1964 года. К слову, ГАЗ-21 «Волга» есть во владении и у президента России В.В. Путина. Судя по фото в Сети, речь идет о модели 1959-1962 годов выпуска. На ней она даже катал президента США Джорджа Буша в мае 2005 года.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Самая первая версия модели носила название ГАЗ М-21. Она выпускалась с 1956 по 1957 годы. Этот 4-дверный седан оснащался 2,4-литровым двигателем, который выдает 65 л.с. мощности. Данный показатель достигался при 3800 об/мин. Мотор работал в тандеме с механической КПП на три передачи. С 1957 по 1958 годы автомобиль выпускался с аналогичным по объему агрегатом, который выдавал уже 70 л.с. И он сочетался не только с МКПП, но и с 3-скоростной коробкой-«автомат». В январе 1958 года стартовало производство «Волги» второй серии. Данный автомобиль комплектовался 2,4-литровым «атмосферником» на 70 л.с. при 170 Н*м крутящего момента. С ним машина развивала предельную скорость в 130 км/ч. Автоматической трансмиссии в этой модификации уже не было, только 3-ступенчатая «механика».

    Передняя подвеска такой версии седана представляла собой винтовую пружину, а задняя базировалась на рессоре. Тормозные механизмы на обоих осях были барабанными. Длина автомобиля составляла 4770 мм, ширина – 1885 мм, а высота – 1620 мм. Колесная база достигала отметки в 2700 мм. Клиренс был равен 190 мм. Модель третьей серии сходила с конвейера производителя с 1962 по 1970 годы. Ее отличительной особенностью можно назвать увеличенную до 75 л.с. мощность силового агрегата. Все типы моторов можно было заправлять бензином АИ-80. К слову, в топливный бак машины вмещалось до 60 литров горючего.

    К содержанию ↑

    Производство

    Серийное производство «Волги» стартовало в 1956 году, спустя три года после начала ее разработки. А в продажу автомобиль вышел в следующем году. Всего машина выпускалась 14 лет и пережила 2 рестайлинга. Выход первых экземпляров модели, как это было принято во времена СССР, был приурочен к какому-то событию, а именно к ноябрьским праздникам. Однако тогда было собрано всего 5 автомобилей. Более-менее массово седан стали выпускать весной 1957 года. Первые экземпляры модели оснащались нижнеклапанными моторами, как у предшественницы «Победы». Это было связано с тем, что освоение верхнеклапанного двигателя шло с опозданием. Еще ранние модели комплектовали централизованной системой смазки шасси. Т.е. к каждому из трущихся узлов через систему трубок и шлангов подводилось жидкое масло. Но от данной схемы отказались в 1960 году. Это было связано с проблемами с герметичностью системы.

    Всего с конвейера производителя за все время существования модели сошло примерно 640 000 ГАЗ-21. Что интересно, большая часть из них приходится на автомобиль третьей серии, который начали выпускать в 1962 году. Его собрали в количестве 470 000 экземпляров. К слову, именно в этой серии было решено отказаться от фигурки оленя на капоте. Вообще все серии проще всего различать по дизайну радиаторной решетки. У первой она оснащалась массивными горизонтальными планками и звездой, у второй – крупными вертикальными ячейками, а у третей – мелкими планками, которые прозвали «китовым усом». Производство ГАЗ-21 «Волга» официально закончилось 15 июля 1970 года. Однако еще долгое время после этого продолжалась сборка, по сути, новых машин на авторемонтных заводах. Что интересно, известно даже точное время выпуска последней официальной модели – 18 часов 40 минут. Это была модификация 21УС цвета «антрацит».

    Интересный факт, на Пекинском предприятии на основе ГАЗ-21 был создан свой вариант машины. Она получила название Dongfanghong BJ760 (в переводе «Красный Восток»). В техническом плане этот автомобиль полностью копировал свой прототип. Однако он сильно отличался от советской модели внешне. Например, на боковине отсутствовала выштамповка, а решетка радиатора была клетчатой. Кроме того, машине досталось увеличенное заднее стекло. И это далеко не все изменения. Данный автомобиль выпускался с 1959 по 1969 годы. Всего китайский завод собрал около 600 экземпляров модели. До сегодняшнего дня дожили три «Красных Востока». Все они принадлежат бывшим секретарям ЦК Компартии Китая. Два из них выставлены в музее.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Как уже говорилось, «Волга» пережила 2 рестайлинга и выпускалась с 1957 по 1970 годы. За это время автомобиль получил массу различных вариантов исполнения:

    • «Звезда» – машина выпускалась всего 1 год, всего произвели чуть более 30 000 экземпляров. Ее основной особенностью была «Звезда» на решетке радиатора;
    • ГАЗ-М-21Г – седан с форсированным ДВС от «Победы»;
    • ГАЗ-М-21Б – такси с тем же форсированным агрегатом;
    • ГАЗ-М-21 – модель с 2,4-литровым двигателем и «автоматом»;
    • ГАЗ-М-21В – седан общего назначения;
    • ГАЗ-М-21А – такси на базе предыдущей модификации;
    • ГАЗ -М-21Д – экспортная модель с дополнительными хромированными элементами отделки, 80-сильным мотором и механической КПП;
    • ГАЗ-М-21ДЮ – экспортная версия для стран с тропическим климатом;
    • ГАЗ-М-21Е – седан для экспорта с «автоматом»;
    • ГАЗ-М-ГАЗ-21Н – модификация с правым рулем.

    Выше перечислены модификации, которые получила модель первого выпуска. В 1959 стартовало производство рестайлингового седана, который прозвали «Акулья пасть» из-за его оформления решетки радиатора. Он имел следующие вариации:

    • ГАЗ-М-21А – такси;
    • ГАЗ-М-21 – модель с «автоматом»;
    • ГАЗ-М-21Е – ограниченный выпуск седана с АКПП по спецзаказу;
    • ГАЗ-М-21И – базовый седан;
    • ГАЗ-М-21К – экспортная 80-сильная модель;
    • ГАЗ-М 21КЮ – экспортный автомобиль для тропического климата;
    • ГАЗ-М 21КБ – машина с дизельным мотором Perkins.

    Модель третьей серии с 1965 года назвалась уже просто ГАЗ-21. Она выпускалась в таких модификациях:

    • ГАЗ-М-21Л – базовый седан;
    • ГАЗ-М-21М – версия для экспорта;
    • ГАЗ-М-21МЮ – для тропического климата;
    • ГАЗ-М-21Н – праворульная модель;
    • ГАЗ-М-21НЮ – седан для тропического климата с правым рулем;
    • ГАЗ-М-21У – автомобиль в улучшенной комплектации;
    • ГАЗ-М-21Т – такси с раздельными креслами на первом ряду для перевозки крупногабаритных грузов.

    К содержанию ↑

    ГАЗ-21 «Волга» сейчас

    В настоящее время «Волга» является культовой моделью несмотря на то, что во времена ее выпуска она была обычной машиной. Этот статус автомобиль заслужил по причине того, что именно с ГАЗ-21 связаны теплые воспоминания у миллионов людей. Кто-то ездил пассажиром в этой машине, а у кого-то она была первой в семье. В общем, «Волга» для многих близкая и родная. Даже сегодня этот автомобиль пользуется спросом, особенно у любителей тюнинга. Например, на основе «Волги» в 2001 году был построен проект Volga V12 с шасси спорт-купе BMW 850CSi. А ателье «Русский автомобильный дизайн» поставило машину на шасси Porsche Cayenne S (фото: ГАЗ).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей