ГАЗ А – это одна из самых важных моделей в истории отечественного автомобилестроения. Эта машина стала первой советской «легковушкой» массового производства. Ее сборка стартовала в 1932 году. Несмотря на то, что автомобиль просуществовал на конвейере всего 4 года, его вклад в развитие индустрии был очень высок. Еще один важный момент: ГАЗ А являлся лицензионной копией американского Ford A. При этом отечественные инженеры смогли существенно улучшить модель, избавив ее от некоторых «болячек» и сделав комфортнее для владельца. Кроме того, выпуск этого автомобиля дал толчок развитию такси в нашей стране.

ГАЗ А

Особенности

ГАЗ А – это первая легковая модель, выпущенная Горьковским автозаводом. Машина относилась к среднему классу и выпускалась в 4-дверном кузове типа фаэтон с пятью посадочными местами в салоне. Правда, данный автомобиль оказался не оригинальным. Это была лицензионная копия американского Ford A. Документация и оборудование для производства машины были куплены советским правительством у США в 1929 году. Что примечательно, это не только первая легковая модель ГАЗа, но и в принципе первая советская легковушка массового производства.

    Будучи первым советским автомобилем массового производства, чаще всего ГАЗ А использовали в армии в качестве штабной машины, в санитарных службах и проч. Появление этой модели также послужило началом организованного таксоизвоза. А вот в частные руки автомобиль попадал редко. У машины были как достоинства, так и недостатки. К числу последних можно отнести слабый двигатель на 40 л.с., который развивал скорость всего в 90 км/ч. Подвеска машины базировалась на поперечных рессорах, которые не выдерживали нагрузок и быстро ломались. Еще у ТС была недостаточно жесткая рама, из-за чего кузов раскачивался и разрушался. Зато чинить автомобиль было очень легко. Да и его стоимость была относительно невысокой. Кроме того, благодаря очень малой степени сжатия в жаркую погоду мотор мог работать практически на всем, что горит.

    К содержанию ↑

    История создания

    Как уже говорилось, ГАЗ А является копией американского автомобиля Ford A. Лицензию на эту машину советское правительство купило в 1932 году. Одновременно с этим были приобретены документация и оборудование, позволяющие начать серийное производство модели. ГАЗ А занял особое место в истории, так как стал первым советским легковым автомобилем массовой конвейерной сборки. Его производство было организовано на мощностях Горьковского автозавода. Здесь он выпускался с 1932 по 1936 годы. Сборка машины также осуществлялась на московском предприятии КИМ с 1933 по 1935 годы. Первые два автомобиля сошли с конвейера 8 декабря 1932 года.

    Специалисты Горьковского автозавода с самого начала творчески подошли к процессу копирования машины. В нее были внесены значительные изменения по сравнению прототипом. В частности, были усилены картер силового агрегата и сцепление. Также поставили дополнительный воздушный фильтр. Все поправки вносились с учетом эксплуатации на отечественных дорогах. До 1934 года с конвейера сходили экземпляры только с открытым кузовом. После же появились машины с закрытым корпусом. При этом такой кузов специалистам Горьковского автозавода пришлось разрабатывать самостоятельно, хотя и с оглядкой на американский прототип. Проектирование было поручено конструктору Сорочкину Юрию Наумовичу. Основой для закрытого кузова стала кабина от грузовика ГАЗ-АА. Не стали убирать даже двери, которые имели цельнометаллическую конструкцию, и проем лобового стекла с козырьком. Так как в те времена технологические возможности предприятия были ограничены, крышу сделали в виде деревянного каркаса, обтянутого брезентом.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ГАЗ А

    В те времена, когда выпускался ГАЗ А, отечественного автоспорта как явления еще не существовало в помине. Хотя заграничные концерны Chrysler, Cadillac и Daimler-Benz уже во всю выпускали спортивные модели. Причем последняя компания выпускала спорт-купе аж с 1920 года. Конечно, тогда в СССР существовал экспериментальный автомобиль А.О. Никитина, но он скорее предназначался для научной деятельности, а не для участия в заездах. Все спортивные машины, в те годы выходившие на трассу, создавались в кустарных условиях энтузиастами. И вся их доработка сводилась к созданию более обтекаемого корпуса без крыльев на базе ГАЗ А. В редких случаях на машинах можно было увидеть дополнительные карбюраторы и короткие выхлопные трубы.

    Таким же путем пошел и Антон Гирель – 57-летний водитель Ленсовета. Донором для его спорткара стал ГАЗ А. Собственно, других «народных» машин в те времена и не существовало. Мужчина удлинил корпус транспортного средства и сделал его более обтекаемым. Крылья и любые другие выступающие части Гирель убрал. Массу автомобиля удалось уменьшить до 950 кг. После этого мужчина заменил силовой агрегат модели, так как родной мотор был устаревшим и бесперспективным. Его место занял 4-цилиндровый двигатель ГАЗ М1, который в свою очередь являлся точной копией ДВС Ford-BB. Объем мотора менять не стали, а вот степень сжатия увеличили до 5,5. Кроме того, автомобилю достались прямоточная выхлопная система и 2 карбюратора. В результате, мощность повысилась до 55 л.с. при 2800 об/мин.

    Для силового агрегата кустарной сборки такой показатель был очень даже неплохим. При этом в Европе уже были машины, которые развивали 100 л.с. Еще более смешной кажется эта цифра, если вспомнить мотор Руссо-Балта с точно такой же отдачей, который стал победителем гонки в Монако в 1912 году. Переделанный автомобиль получил название ГАЗ А Спорт. В своих первых ходовых испытаниях он принял участие в 1937 году. В качестве трансмиссии на машине устанавливалась 3-ступенчатая КПП с уменьшенным передаточным числом. Автомобиль смог развить скорость в 127,6 км/ч. Для сравнения, рекорд, поставленный еще в дореволюционной России, был около 142 км/ч.

    Самой знаменательной датой для ГАЗ А Спорт стало 30 сентября 1937 года. Тогда на Житомирском шоссе сошлись сразу 4 самодельный советских спорткара. Результат гонки оказался неоднозначным. Машина Гиреля смогла обойти своих конкурентов, однако до рекорда прошлых лет она не дотянула 10 км/ч. Однако это не помешало судьям зарегистрировать за мужчиной официальный всесоюзный рекорд. В целом, история ГАЗ А удивляет коротким жизненным циклом машины, так как уже в 1936 году на конвейере ее сменил ГАЗ М1. Ходит легенда, что после этого по распоряжению правительства автомобиль стали изымать из обращения. В Москве и Ленинграде горьковскую модель даже запретили эксплуатировать, так как в столицах не должны были появляться машины старой конструкции. Все владельцы ГАЗ А должны были сдать свое ТС государству и приобрести с доплатой новый М1.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Длина советской модели составляла 3790 мм при расстоянии между осями в 2630 мм. Ширина и высота достигли отметки в 1710 и 1788 мм, соответственно. У автомобиля был довольно большой дорожный просвет в 205 мм, что позволяло ему преодолевать многие дорожные неровности. К слову, подобный клиренс сегодня есть даже не у всех кроссоверах. Для «легковушки» предлагался только один безальтернативный двигатель. Это 3,3-литровый 4-цилиндровый атмосферный агрегат, который изготавливался из чугуна. Он имел нижнеклапанную архитектуру, карбюраторный впрыск горючей смести и охлаждение жидкостного типа.

    Двигатель выдавал всего 40 лошадиных сил мощности при 2200 об/мин. С ним в тандеме работала механическая КПП на три передачи. Она передавала отдачу на задние колеса. Для своего времени ГАЗ А обладал достаточно неплохими динамическими характеристиками. Так, до 80 км/ч он разгонялся за 38 сек. А его предельная скорость была ограничена отметкой в 95 км/ч. При этом нельзя сказать, что автомобиль был экономичным. Он тратил около 12 литров топлива в комбинированном цикле. А в его бак помещалось 40 литров горючего. Вес машины без груза равен 1 тысячи кг.

    В основе машины лежала лонжеронная рама. На ней ставился деревянно-каркасный кузов-фаэтон, обшитый стальными листами. Обе подвески автомобиля были зависимыми. Они базировались на поперечных рычагах с гидравлическими амортизаторами коловратного вида одностороннего действия. Горьковская модель была «обута» в 16-дюймовые колеса с 3-рядными металлическими спицами. За ними скрывались барабанные тормоза. Что интересно, ручной тормоз блокировал только задние колеса. Также стоит отметить, что уже в те времена были продуманы некоторые удобства для водителя. В частности, на ветровом стекле находились зеркало заднего вида и вакуумный стеклоочиститель. Рядом с педалью акселератора имелась неподвижная опора для ступни. Лобовое стекло могло поворачиваться в ветровой раме. Его положение фиксировалось с помощью «барашков». А для защиты от ветра с боков рамы были предусмотрены поворотные форточки.

    К содержанию ↑

    Производство

    Серийное производство машины осуществлялось на мощностях Нижегородского автомобильного завода. В настоящее время это предприятие носит название ОАО «ГАЗ». Сборка модели стартовала в 1932 году. Данный проект оказался очень успешным, так как объемы выпуска автомобиля постоянно росли. В частности, в 1934 году было собрано более 20 тысяч экземпляров. При этом первая партия состояла всего из 34 «легковушек», хотя было запланировано 696 единиц. Дело в том, что в Нижнем Новгороде в январе 1932 года завод только выходил на проектную мощность. Сначала здесь освоили производство блока цилиндров, лонжеронов рамы, коленвала и ряда других деталей.

    При этом регулярной поставки комплектующих тогда предприятию не удалось добиться. В частности, это касалось листовой стали. Поэтому кабины предсерийных моделей собирали из фанеры. Несмотря на то, что первая партия ГАЗ А оказалась очень маленькой, это все равно считалось огромным достижением. Главное, что было положено начало массового производства в СССР легкового транспорта. Всего отечественной компанией было выпущено почти 42 тысячи машин. Сборка модели закончилась в 1936 году. Также стоит отметить, что выпуск автомобиля осуществлялся и на московском автозаводе КИМ с 1933 по 1935 годы. Это было связано с высокой потребности в этом автомобиле.

    К слову, советские инженеры ответственно подошли к выпуску первой легковой модели. Несмотря на то, что в ее основе лежал «американец», некоторые изменения в конструкцию все же были внесены. В частности, изменилась система питания двигателя, была перенесена колба фильтра грубой очистки топлива на карбюратор, а топливный кран убран из салона в подкапотное пространство. В результате последней модернизации специалисты смогли избавиться от главной «болячки» машины, а именно от подтекания в кабину бензина.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Известно о нескольких модификаций горьковской модели:

    • ГАЗ А Аэро;
    • ГАЗ А Аремкуз;
    • ГАЗ А Кегрес;
    • ГАЗ А Спорт;
    • ГАЗ А «Скорая помощь»;
    • ГАЗ 4.

    Первая вариация была создана в единственном экземпляре А.О. Никитиным. Автомобиль сильно отличался от других машин того времени своим обтекаемым корпусом. Кузов данной модификации имел деревянный каркас с металлической обшивкой. Лобовое стекло получило V-образую форму и было наклонено назад под углом 45 градусов. Также стоит отметить утопленную в крылья оптику и полностью закрытые обтекателями колеса в задней части. А за счет более узких крыльев салон машины стал просторнее. Модернизированная модель во многом оказалась лучше серийной. Так, коэффициент лобового сопротивления снизился на 48 процентов. Еще автомобиль получил 48-сильный мотор и мог разгоняться до 106 км/ч. Несмотря на увеличившуюся мощность, расход горючего упал более чем на 25 процента. Машину передали Автомобильному совету ЦС для изучения, а после ее след пропал.

    Модификация Артемкуз была выпущена одноименным московским заводом. Машина получила закрытый тип кузова. Начало производства данной модели было обусловлено тем, что спрос на ГАЗ А с таким корпусом рос. В основном машины использовали в такси. Каркас автомобиля был изготовлен из дерева с металлической обшивкой, а внутри стояла деревянная перегородка, которая отделяла водителя от пассажира. Всего было выпущено 500 экземпляров. В 1936 году на самом ГАЗе разработали специализированный таксомотор на базе ГАЗ А. У этой модели запасное колесо было перенесено на левое переднее крыло, на задней стенке кузова стояла багажная решетка, а также имелся фонарь «Свободен». В серию эта вариация так и не вышла.

    ГАЗ А Кергес – это опытный лыжно-гусеничный образец. Его разработкой занимались специалисты «НАТИ» (сейчас «НАМИ»). О спортивной модификации модели было рассказано выше. Ее разработал Антон Гирель и даже сумел поставить на ней рекорд. Кроме того, на основе ГАЗ А была создана «Скорая помощь». Однако неизвестно, выпускалась ли данная машина серийно. ГАЗ 4 представлял собой пикап с грузопассажирским кузовом. Его производили с 1933 по 1937 годы. Всего с конвейера сошло 10648 единиц модели. Еще сообщается, что в 1935 году в частях ВВС РККА испытывалась пожарная машина на базе ГАЗа. Она была разработана «НАТИ». В ней имелись водяной насос и короба для хранения пожарных рукавов.

    К содержанию ↑

    ГАЗ А сейчас

    В настоящее время встретить ГАЗ А на дорогах общего пользования практически невозможно. Если только в рамках ретро-пробега. Кроме того, некоторые экземпляры выставляются в музее. Данная модель является коллекционной редкостью, достойной восхищения и уважения. Уникальный дизайн машины и историческая значимость делают ее объектом интереса для коллекционеров и автолюбителей со всего мира. ГАЗ А стал символом прогресса и развития автомобильной промышленности нашей страны. При этом купить данную модель сегодня невероятно сложно. На момент написания статьи на популярных тематических онлайн-площадках не было ни одного соответствующего объявления.

    Как уже говорилось, вклад модели ГАЗ А в отечественный автопром был очень высок. В первую очередь это связано с тем, что данная машина была первой советской «легковушкой». И даже несмотря на то, что купить ее рядовым гражданам было практически невозможно, автомобили все же появлялись в автопарке у обычных людей. Кроме того, благодаря данной модели стало развиваться такси. Еще машина внесла определенный вклад в развитие отечественного автоспорта.

    К содержанию ↑

    Нет больше статей