В СССР большинство товаров было в дефиците. Из-за недоступности они становились объектом желании многих. Это не обошло стороной и ГАЗ-24, больше известного как «Волга». Советский седан, выпускавшийся большими партиями, часто встречался на дорогах СССР. Однако в стране сложилась такая ситуация, что «Волга» для подавляющего числа водителей оставалась недоступным автомобилем.

Краткая история

Первые прототипы будущей «Волги» появились еще в 1954 году. Тогда советские конструкторы разработали модель, которая базировалась на не менее дефицитной «Победе». Дизайн будущего 4-дверного седана появился задолго до создания первого прототипа. При его разработке отечественные специалисты опирались на собственный и иностранный опыт. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первые экземпляры «Волги» внешне сильно походили на американские автомобили.

    ГАЗ-21, ставший предшественником ГАЗ-24, выпускался на Горьковском автозаводе в течение 14 лет. За это время автомобиль трижды переживал модернизацию, каждая из которых, впрочем, практически никак не сказалась на его внешности. Благодаря удачной конструкции ГАЗ-21 быстро завоевал популярность среди советских водителей. Более того, Горьковский автозавод смог наладить экспорт этой модели.

    Но в 1970 году с конвейера сошел ГАЗ-24, который стал не менее легендарным автомобилем.

    Сразу 3 мотора

    При конструировании ГАЗ-24 инженеры сразу заложили в автомобиль возможность для расширения области его эксплуатации. Это, в частности, проявилось в том, что «Волгу» адаптировали под 3 типа двигателей с четырьмя, шестью и восемью цилиндрами. Поэтому советский седан обладал одним из самых просторных моторных отсеков в классе. Для установки разных типов двигателей конструкторы предусмотрели еще одну деталь: капот у «Волги» мог подниматься высоко, удерживаясь в заданном положении прочным пружинно-рычажным механизмом.

    Роль базового агрегата для ГАЗ-24 выполнял бензиновый двигатель объемом немногим менее 2,5 литра. Его максимальная мощность достигала 95 л.с. «Волга» с этим агрегатом стала самой массовой из всего семейства ГАЗ-24. Примечательная деталь: данный двигатель не отличался передовыми конструктивными идеями. Но при продвижении «Волги» в Европе рекламодатели сравнивали советский седан с Mercedes-Benz W111 220S, заявляя, что отечественная модель динамичнее немецкой.

    ГАЗ-24 с 6-цилиндровым двигателем так и не вышел на советский рынок. Во многом это было обусловлено его сложной конструкцией и отсутствие квалифицированных специалистов, способных отремонтировать данный агрегат, на большей части территории страны. Также отказ объяснялся стремлением конструкторов сделать «Волгу» массовым автомобилем.

    8-цилиндровый 5,53-литровый двигатель, позаимствованный у «Чайки», устанавливался на ГАЗ-24, который использовался только спецслужбами. Максимальная мощность этого мотора составляла 195 л.с., а сочетался он с трехступенчатой автоматической КПП, недоступной для советских автомобилей массового производства.

    Огромный салон

    Если применительно к современным седанам используют словосочетание «просторный салон», то у «Волги» он был огромным. Его столь большие габариты отчасти были обусловлены стремлением советских конструкторов создать машину, которая могла бы вмещать много людей. Дело в том, что в тот период только у каждой десятой семьи был собственный автомобиль.

    В результате советские конструкторы пришли к идее создания 6-местной версии «Волги». Причем они выпустили несколько рабочих прототипов, часть которых можно сегодня встретить у частных лиц. У «Волги» этого типа спереди устанавливались 2 сидения, между которыми монтировался широкий и мягкий подлокотник, способный выступать в качестве дополнительного посадочного места.

    Но спустя некоторое время инженерам пришлось отказаться от идеи выпуска 6-местного ГАЗ-24. Это решение объяснялось необходимостью оснащать все серийные автомобили ремнями безопасности.

    В Европу шла лучшая «Волга»

    Острый дефицит и желание приобрести «Волгу» привело к тому, что вокруг автомобиля сложилось много слухов. Многие водители заявляли, что советское руководство отправляет на экспорт более качественный вариант ГАЗ-24. И этот слух позднее был частично подтвержден.

    ГАЗ экспортировал на европейский рынок «Волгу» с 70-сильным дизельным мотором объемом 2,3 литра, который был недоступен в СССР. Инженеры установили этот агрегат на седан из-за высокого спроса в Западной Европе на автомобили с подобными моторами. В СССР легковые машины с дизельными двигателями пользовались меньшей популярностью из-за дешевизны бензина: литр тогда стоил менее 10 копеек.

    За время существования ГАЗ-24 Горьковский автозавод выпустил немногим более 8 тысяч экземпляров такой «Волги».

    Она еще и полноприводная

    Конструкторы ГАЗ при проектировании седана заложили в него еще одну особенность: автомобиль хорошо для своего класса справлялся с бездорожьем. Но инженеры пошли еще дальше. Горьковский автозавод в 1970-х годах наладил штучную сборку полноприводной «Волги». Всего было выпущено 5 экземпляров ГАЗ-24.

    «Волгу» никто не мог купить

    Несмотря на желание конструкторов создать массовый автомобиль, «Волга» всегда оставалась недоступной для большинства водителей. Прежде всего, она стоила достаточно дорого. Минимальная цена, установленная на «Волгу», составляла порядка 9 тысяч рублей, что являлось большой суммой для многих водителей.

    Вторая важная деталь — купить ГАЗ-24 можно было, только отстояв длинную очередь. Причем записаться в нее могли водители, получившие соответствующее одобрение в обкоме.

    При этом чиновники нередко дарили «Волгу». Получить ее могли особо отметившиеся граждане: артисты, военные и другие. Также «Волгу», по сути, бесплатно приобретали люди, которые постоянно ездили в заграничные командировки.

    В итоге сложившаяся ситуация привела к парадоксальному для СССР последствию: за ГАЗ-24 на вторичном рынке запрашивали до 120 тысяч рублей. В основном подобные цены устанавливали владельцы автомобиля, проживающие на Кавказе. Столь высокая стоимость также была обусловлена острым дефицитом. «Волга» крайне редко попадала на вторичный рынок. В основном поддержанные седаны появлялись в продаже после того, как руководство обкома или других областных, районных либо других центров списывали их с баланса.

    Нет больше статей