×

Современные психологи попытались опровергнуть теорию социального прайминга

В середине 90-х психологи заметили, что после прочтения слов, которые ассоциируются со старением (например, “седой” или “дряхлый”), люди начинают ходить медленнее. Потом эксперты пришли к выводу, что определенная информация может влиять на поведение. Этот феномен назвали социальным праймингом. Его активно используют рекламщики, чтобы спровоцировать потенциального клиента купить товар. Но в 2012 году психологи несколько раз повторили эксперимент предшественников — у них не вышло добиться таких же результатов.

Тогда одни психологи решили, что результаты исследований в 1996-м были ошибочны. Другие заявили, что ученые просто недостаточно изучили поведение людей. Этот конфликт мнений и послужил темой для книги “Anatomy of a Train Wreck: The Rise and Fall of Priming Research” (“Анатомия крушения поезда: взлет и падение в сфере исследования прайминга”). Работа показала, что поведение может определяться личным мотивом человека. Вы ведь покупаете мороженое, потому что хотите его съесть, верно? Но также вы можете купить его без причины, например, будучи под гипнозом.

Автор книги утверждает, что многие психологи игнорируют личные мотивы человека. А ведь именно из-за этого слово “старый” могло по-разному влиять на поведение во время эксперимента. То, как человек реагировал, зависело от “внутреннего контекста” личности. Услышав это слово, некоторые испытуемые могли ускоряться, чтобы помочь пожилому человеку, просто потому что у них возникала такая ассоциация. Автор: Екатерина Олейникова

Запись перемещена в архив
Нет больше статей