Автомобильный бренд Datsun является дочерней компанией японского автомобильного гиганта Nissan. Первый автомобиль Датсун появился в 1931 году, но история производства началась еще задолго до этого – в 1911 году. В 1986 году бренд пережил непростые времена, когда руководство Ниссан приняло решение о закрытии бренда, но вновь возродило его в 2013. На данный момент авто этого бренда поставляются в большинство развивающихся стран.

Datsun GO-Cross 2019 – комплектации и стоимость

Начало истории – 1911 год

История Датсун начинается в 1911 году с зарождения компании Kwaishin-sha, основателем которой является японский инженер Масудзиро Хасимото. Первые автомобили получили абсолютно отличное название – DAT. Название является аббревиатурой имен партнеров создателя – Дэн Кэнзиро, Аояма Рокуро, Такэути Мэйтаро. Помимо этого еще была использована собственная философия, которая расшифровывала название как Durable Attractive Trustworthy, что означало надежный, привлекательный и вызывающий доверия. В целом, слово «dat» с японского переводится как быстрый (летящий) заяц.

    В итоге, к 1914 году модельный ряд марки состоял из четырехместного ДАТ-31. Двумя годами позже на рынке появилась 41-ая модель, которая впоследствии сменилась на ДАТ-31. Первые автомобили комплектовались 2,0-литровыми двигателями. Позднее, начиная с 41-ой модели в ход пошли 2,3-литровый двигатели. Отметим, что авто имели лимитированные небольшие партии, но с большим удовольствием раскупались местными жителями. Купить Датсун мог каждый японец со средним доходом, что и делало его популярным.

    Как и большинство автомобильных компаний тех лет, Kwaishin-sha вынужден заниматься производством военной техники для обеспечения нужд армии. В 1919 году в городе Осака появляется еще одна компания, которая и станет прародительницей Datsun — Jitsuyo Jidosha Seizo Kaisha. Усилия этой организации были направлены на разработку и выпуск моторикш на трех и четырех колесах. В распоряжении компании имелись наработки американского конструктора Горэма. Спустя 7 лет, две компании сливаются, объединяясь под общим названием DAT Automobile Manufacturing Co., Ltd., сохраняя штаб-квартиру в Осаке. Еще через пять лет к ним присоединяется Tobata Casting. В итоге, это приводит к появлению Nissan Motor Co, основанной в 1933 году.

    Первые автомобили – 1930-1940 года

    В 1930 году правительство Японии официально подтверждает право граждан управлять автомобилями с двигателями менее 500 куб. см  без водительского удостоверения, что стало началом появления нового сегмента. Новая ниша открыла для DAT Automobile возможность выйти на следующий уровень. В итоге, компания приступила к разработке мотора, который можно было бы установить на легких авто, объемом 495 см куб. В итоге, новинка получила название «сын DAT»,  что звучало как Datson. Однако название не смогло прижиться, поскольку приставка «son» также расшифровывается как «потеря», поэтому пришлось заменить одну букву. Так появился Datsun.

    Первый прототип был подготовлен уже к лету 1931 года. Ему удалось попасть в серию под названием Datson Type 10. Спустя год удалось продать 150 единиц техники. В это время правительство издает новый указ, увеличивая допустимый объем двигателя до 750 см куб. для водителей без прав. Компания выпускает новый Датсун, где появляется большой мотор, и выпускает его под названием Type 12.

    Первая экспортная модель была представлена в 1934 году, когда слившимся компаниям уже было присвоено название Nissan Motor Co., Ltd. После этого марка начинает активно развиваться. Объемы продаж повышаются в связи с приходом новых технологий. По примеру Ford Motor, автомобильный бренд возводит конвейер. На нем появляется новинка, максимально похожая на популярный в то время Austin 7, который производили Austin Motor Cars.

    Влияние нескольких войн на развитие компании – 1937-1960 года

    В 1937 году Япония начинает войну с Китаем, что, естественно, накладывает отпечаток на производство. Выпуск легковых автомобилей ограничивается. Мощности, которые ранее были задействованы в производстве «легковушек» переходят на создание военной техники: грузовиков, моторов для самолетов, торпедных катеров. В послевоенные годы персонал трудится над восстановлением промышленности. Активно принимают участие в реконструкции железных дорог, возрождают судоходство и сталелитейную промышленность. Конечно, все производственные ресурсы были направлены на создание грузовых автомобилей.

    Вернуться в прежний ритм удалось лишь к 1947 году. Тогда, разработка собственных моделей была не по силам инженерам, поэтому с конвейера начали спускаться копии уже имеющихся за границей марок – Devon и Somerset. Однако не успело производство войти в ритм, как случились новые неприятности – разногласия между администрацией компании и работниками приводят к масштабной 100-дневной забастовке. Этот протест стал основной точкой разработки новых правил для работников и руководства. Свод правил был разработан на основе полного доверия. Эти правила продолжают действовать и сегодня.

    Несмотря на пережитые кризисы, компании все никак не удается возродить прежний Датсун. Модельный ряд не пополняется. Тогда, руководство идет на решительный шаг и заключает соглашение между Nissan и Austin Motor Co., автомобили которого начинает выпускать на собственных заводах. В это время в продаже появляется Austin A40 и A50 Cambridge «местного разлива».

    В течение длительного времени Ниссан – Датсун не могут сконструировать оригинальные модели. Лишь в 1955 году, когда оккупационные власти отдали завод обратно под японский контроль, появляются две модели – седан 110 и производная от него – пикап 120, получивший название «pickoupe».

    Собственных наработок силового агрегата, производитель в то время не имел, поэтому для создания новых авто был использован мотор Nissan D10. Его ставили в производимый на тот момент Datsun 110. Примечательно, что дизайн этой модели был разработан собственными силами, хоть и основывался на довоенных моделях Austin. Владельцев Датсун устраивал 25-сильный двигатель с четырьмя цилиндрами и 860 куб.см. Ему удалось стать сенсацией на Токийском автосалоне.

    В 1957 году на рынок выходит обновленная модель Datsun 210, которая визуально схожа с предшественником. Но, здесь были заметны и собственные элементы, идентифицирующие марку. Эта модель стала первым легковым автомобилем, выпущенным с иностранного завода в Тайване.

    В 1958 году 210-ой модели удается невероятное – она становится чемпионом в австралийском ралли, хоть и участвует в самых изнурительных. Спустя год на рынке появляется Datsun S211, который является плодом разработок Хиро Охто. Известно, что инженер был ярым поклонником спортивных модификаций.

    В этом же году компании удается наладить производство в Америке. Первый дилер Датсун в Штатах базировался в Калифорнии. Позже, сбытовая сеть разрослась до огромных масштабов и поставляла не только S211, но и 113 и 310. Последний был известен также как Bluebird. Последний был оснащен литровым мотором, ранее стоявшим в 210-ом. В первое время он выпускался исключительно в кузове седан, но позже был преобразован в универсал, а объем двигателя увеличился до 1,2 литра. Вместе с ним устанавливалась 3-ступенчатая механическая трансмиссия и двурычажная передняя подвеска с независимыми стойками. Отцом этой разработки считается Теичи Хара. В длину универсал простирался на 3,91 метра, а колесная база составляла скромные 2,28 метра.

    Новый виток в истории японской марки – 1960 года

    Расцвет бренда позволяет обеспечить постройку новых производственных площадок. В 1960 году в Оппаме открывается новый завод. Первые автомобили спускаются с его мощностей уже в 1962 году. Этот же год становится стартовой точкой для производственного отделения Ниссан, где уже спустя пять лет начнется производство современных «легковушек». В 1962 году компания приступает к экспорту собственных машин в Европу.

    В 1966 году представлена новая модель – Datsun 1000. Этому авто суждено стать победителем в восточно-африканском ралли «Сафари». В это же время ведутся переговоры с компанией Prince Motors. После подписания соглашения происходит расширение модельного ряда Датсун. Страна встречает новый авто – Skyline, а во владения компании переходит испытательный трек в Мураяме.

    Удачной «находкой» для компании стала модель В10, которая заполняла брешь компании в малолитражных авто. Название Sunny способствовало популярности, поэтому она стала отправной точкой для развития машин с малым объемом двигателя. Спустя год на рынок выходит очередная модификация Bluebird, получивший индекс 510. К этому времени потребитель становится более требовательным, поэтому производителю приходится изощряться, чтобы угодить. На рынок выходит множество модификаций, в числе которых 2- и 4-дверные седаны, 2-дверное купе и 5-дверный универсал. Все они объедены 1,6-литровым мотором Датсун. Автомат делает управление авто проще, что также приводит к повышению спроса на эти модели.

    Компания повышает градус и пытается создать спорткар для широких масс. В итоге, на рынок выходит легендарный 240Z. Впоследствии он дважды одержит победу на Восточно-африканском ралли. В середине 1971 года появляется серия 610 или Bluebird-U от Датсун. Цена была максимально доступной, поскольку производитель ориентировался на покупателя. Вместе с тем, салон был эргономичным и максимально продуманным, чем выигрывал у 510-го. В итоге, на рынке появляются 2- и 4-дверые хардтопы и 5-дверный универсал. Несмотря на новшества, некоторые элементы, например, трансмиссия и подвеска взяты с 510-го. Эта модель появляется и в Европе с названием 160В и 180В, отличающиеся между собой объемом двигателя. Популярность в Великобритании открывала Датсун дорогу к популярности в качестве ведущего японского импортера.

    Прекращение работы японского бренда – 1981-н.в.

    1981 год стал фатальным для марки Датсун. Руководство приняло решение отказаться от марки в пользу автомобилей Nissan. Стоит отметить, что процесс преобразования растянулся на пять лет, поскольку компания не хотела терять наработки в США. Все это время покупателей подготавливали специальной рекламной компанией — Datsun by Nissan. Глобальное преображение обошлось в 500 миллионов долларов.

    Главной причиной произошедших изменений – желание оптимизировать затраты и необходимость проведения ребрендинга для укрепления собственных позиций на рынке. В это время позиции главных конкурентов Honda и Toyota привели к падению спроса на Nissan. Несмотря на усиленные старания, некоторые рынки отказывались воспринимать новую марку, ностальгируя по Datsun.

    Обратный «откат» начался в 2001 году, когда на внутренний рынок Японии вышел новый пикап Датсун Д22. Несмотря на схожесть названия, речь о возрождении марки не шла. Выпуск этой модели продолжался до 2002 года.

    Все изменилось в 2012 году, когда Nissan принимает решение о возрождении некогда популярной марки. На этот раз, Датсун выводится в качестве подразделения для выпуска бюджетных моделей, которые планируются поставлять на рынок развивающихся стран. В списке оказались Индонезия, Индия, Африка и Россия.

    Первой моделью после возрождения марки стал Датсун Он До 2019, который представили еще летом 2013 года. На тот момент переднеприводный седан разрабатывался вместе с АвтоВАЗом, а в качестве донора была использована отечественная Гранта. Именно она впоследствии станет главным конкурентом «японца». На данный момент сборка осуществляется на тольяттинском заводе. Сайт Датсун предлагает купить одну из модификаций с двигателем на 1,6 литра, выдающими на выбор 82 или 87 лошадиные силы.

    В начале 2015 года японцы объявили о появлении новой модели Датсун Ми До в кузове хэтчбек, ставший главным конкурентом для Калины, на чьей базе он и разрабатывался. Производитель сохранил технические характеристики, дополнив их 5-скоростной «механикой» и 4-дипазаонным «автоматом».

    Нет больше статей