В предвоенные годы на юго-востоке Минска, близ деревни Красное Урочище базировалась крупная танковая бригада Красной Армии. Страна готовилась войне, и весной 1941 года бригаду переформировали в танковую дивизию. В месте дислокации постоянно происходил ремонт боевых машин, соответственно были построены цеха. Захватившие впоследствии деревню фашисты оценили геолокацию, и приняли решение об организации в этом месте крупного ремонтного узла, где бы проходили обслуживание и чинились танки и автотранспорт вермахта. Более 30 новых цехов были поставлены рабочими предприятия «Даймлер-Бенц». Завод получил название «Гросс-К-Верк», на нем трудились более 5000 человек.

В 1944 году после возвращения оккупированных территорий трофейные цеха завода пригодились для сборки грузовиков из США по ленд-лизу. Так, уже в ноябре сделали первый Студебеккер, а также собирали грузовые машины Mack. Эта история продолжалась до 1947 года. Позднее завод начал обрастать возводимыми цехами, и на завод привезли документацию из Ярославля с целью начать выпуск крупнотоннажных грузовиков. В октябре первые пять машин ЯАЗ-205 вышли из стен завода.

    Дело спорилось. Было принято решение выпускать аналоги ЯАЗ-200. Какое-то время оба завода производили похожие машины. Грузоподъемность составляла 7 тонн, также машина могла тянуть прицеп на 9,5 тонн. Дефицит металла способствовал изготовлению деревянной кабины. На МАЗ-200 впервые применили синхронизаторы передачи, насос-форсунки и тахометр. Двигатель с ЯАЗ, сделанный на базе мотора GMC, впоследствии модернизировали, увеличив мощность с 71-ой до 120 л.с. От ярославского собрата минский грузовик отличался формой передней решетки с вертикально-расположенными ребрами.

    После введения в 1948 году новых производственных площадей, завод заработал на полную мощность. Спустя три года при годовом плане 15 тысяч машин, Минский автозавод выпускает на 10 тысяч единиц больше.

    Также на заводе создают сверхпроизводительный 40-тонный самосвал МАЗ-530 с колесной формулой 6х4. Экстра-машина завоевала в 1958 году Гран-при на выставке в Бельгии и выпускалась до 1963 года.

    Параллельно на предприятии проходила подготовка к реконструкции производственного процесса. Для выпуска новых машин требовались большие перемены, проводилось множество испытаний. В 1965 году был собран последний самосвал МАЗ-205, после чего завод перешел на серийное изготовление грузового семейства МАЗ-500.

    Эта была легендарная бескапотная машина, трудившаяся во все свои 180 лошадиных сил. Грузовой автомобиль собирали с 1966 по 1977 годы. Одной из важных особенностей машины была опция работы без электрооборудования. Несмотря на отсутствие полного привода, МАЗ-500 активно использовали в Советской армии по причине крайней надежности.

    На базе машины выпускали самосвал МАЗ-503, седельный тягач МАЗ-504 (с увеличенной мощностью двигателя до 236 лошадей), лесовоз с индексом 509, а также устанавливали различные конструкции (цистерны, будки, прочее) на автоплатформу 500Ш.

    В 1977 году на заводе начинают выпускать новую модель МАЗ-5335. Изменения по сравнению с предшественником получились небольшими. Самым заметным было «сползание» головного света на бампер. Новый МАЗ и всё те же модификации выпускались вплоть до 1990 года, в период подготовки к очередной реконструкции.

    В 1981 году на заводе начали выпускать новую серию МАЗ-5432 и тягачи МАЗ-6422. У новых машин были уже мощные дизельные двигатели с диапазоном мощности 230 – 400 л.с.

    Вообще, руководство этого советского завода можно назвать самым прогрессивным в стране – они вовремя проводили модернизацию конвейера, следили за мировыми автотрендами и оперативно меняли модельный ряд своих популярных и столь необходимых стране грузовых машин. Недаром завод был награжден многими правительственными наградами СССР. К слову сказать, миллионный минский автомобиль появился 14 апреля 1989 года. Почетная цифра досталась седельному тягачу МАЗ-64221.

    В 90-е годы завод активно сотрудничает с западными концернами и совершенствует свою продукцию. Завод в 1991 году начал выпуск низкопольных автобусов, а затем и троллейбусов под маркой МАЗ. Спустя 10 лет автобус МАЗ-107 признали Лучшим автобусом 2001 года.

    В 1997 году МАЗ подписал договор о сотрудничестве с MAN. Плоды сотрудничества видны уже через 5 лет: три года подряд грузовой транспорт МАЗ берет призы на российских и международных выставках.

    Впоследствии команда МАЗ принимает участие в ралли Дакара, этому посвятили четыре года. После спортивной рекламы завод открывает сборочные цеха в Иране и Азербайджане.

    К сожалению, в июне 2021 года завод попал под антибелорусские санкции, которые ввели страны ЕС в знак несогласия с политикой президента Лукашенко. Так что, история успешного предприятия МАЗ может получить новый виток.

    Нет больше статей