Любой советский гражданин на вопрос, какая машина является самым большим грузовиком в мире, дал бы ответ: БелАЗ. Действительно, советские карьерные машины, которые производили в Белоруссии, отождествлялись в представлении населения с гигантскими размерами, равных которым найти был трудно. Это мы сейчас знаем, что подобную гигантскую технику выпускают еще несколько мировых автоконцернов. Но в детстве, когда деревья были большими, огромнее их были только самосвалы БелАЗ.

В 1947 году в местечке Жодино под Минском начали строить завод для производства машин по добыче торфа. Кроме этого на предприятии создавали прочую хозяйственную технику – прицепы-катки для дорожного строительства, обрезчики кустов и деревьев, машины для чистки и сбора снега, автополивщики. Спустя десять лет завод превратили в автопредприятие. Сюда перенаправили часть производства из Минска – в Жодино начали делать большегрузные самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530, которые стопорили процесс развития соседнего МАЗа.

Так жодинский завод получает название БелАЗ и концентрируется на создании машин, которые могли перемещать десятки тонн груза.

    В 1961 году по чертежам из НАМИ получается собрать первый опытный образец карьерного грузовика своей марки БелАЗ-540. Испытания машины заняли почти 4 года, и на серийный выпуск итогового продукта под индексом БелАЗ-540А завод перешёл лишь в 1965 году. Эта большая машина пришла на смену МАЗ-525 и выпускалась вплоть до 1985 года. Самосвал имел смещенную в левую часть общей компоновки кузова кабину, более совершенный разгрузочный ковш объёмом 15 кубометров. Его высота была более 3,5 метров, грузоподъемность – 27 тонн.

    На автомобиле стоял 360-сильный ярославский дизельный двигатель.  Он разгонял грузовик до 55 км/ч. Топливо хранил 400-литровый бак, расход данной махины был впечатляющим – 1 литр на километр, или 100 литров на «сотню».

    Самосвал трудился во всех уголках страны и за границей. Это первая машина СССР, которую удостоили Государственного знака качества.

    За три года на заводе выпустили еще три новые карьерные машины. Самая большая, 75-тонная новинка под индексом БелАЗ-549 получила электромеханическую коробку передач и смогла выйти в полноценное производство лишь  в 1976 году.

    Через год завод показал новый образец 110-тонного грузовика БелАЗ-7519. А в 1979 году завод разродился огромной сверхтяжелой машиной БелАЗ-7521, которая спустя несколько лет получила обновление и стала 75211. Это машина считается эпохальным достижением белорусских конструкторов. Необходимо заметить, что за основу этого гигантского карьерного самосвала была взята американская машина Lectra Haul M200. Образцы были закуплены в начале 70-х годов в обход поправки Джексона-Вэника через канадскую фирму и доставлены в Союз. Иномарки тщательно изучили и стали конструировать советский аналог на БелАЗе.

    В 1983 году первый прототип был изменен, машина стала на две тонны легче (была первоначально около 350 тонн) и получила множество доработок. Грузоподъемность белорусского «монстра» составляла 180 тонн. На гиганта высотой почти 6,5 метров ставили 166-литровый двигатель D49, выпущенный в Коломне, который развивал максимальную мощность 2300 лошадиных сил. До 1993 года за счет модернизаций грузоподъемность данного грузовика выросла до 190 тонн.

    В 1986 году завод мог выпускать до 6 тысяч различных сверхтяжелых машин в год. Это цифра составляет половину от всех выпускаемых подобных грузовиков во всем мире. В 1990 году в Белоруссии выпустили самый большой самосвал за всю историю Союза. Им стал БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 тонн. На единственный произведенный экземпляр массой 200 тонн поставили тепловозный дизельный двигатель и увезли в разобранном виде на карьер в Нерюнгри. Машина прошла испытания, но в серийное производство не попала. В конце 90-х самосвал сломался, починить его не смогли, после чего разрезали на металлолом.

    За всю историю завода на БелАЗе сделали более 135 тысяч тяжелых машин. Больше 60% поставлено в Россию.  Также карьерные самосвалы и иную технику поставляют еще в 50 стран мира. В 90-х годах продукция предприятия получила большое количество признаний на международном уровне.

    В 2013 году на БелАЗе сделали самый большой в мире самосвал БелАЗ-75710. Он может перевозить до 450 тонн груза, весит сама машина 810 тонн, несет на борту два дизельных двигателя и может передвигаться на максимальной скорости 65 км/час.

    Завод продолжает и в настоящее время производить грузовики. В 2017 году имелись данные, что завод занимает более четверти мирового рынка по производству машин грузоподъемностью до 90 тонн. Однако с лета 2021 года он находится под санкциями, вследствие чего многие мировые партнеры прекратили сотрудничество с БелАЗ.

    Нет больше статей