Среди грузовых машин, которые разъезжали по дорогам СССР, были автомобили одной марки, которые опытные водители старались обходить стороной. О них даже придумали шуточные стихи: «Если в Сочи не бывал, то не видел моря, а на КАЗе не работал, то не знаешь горя». Речь идет о машинах Кутаисского автомобильного завода. Другое название, которое носили грузинские грузовики, имело исторические корни местности, где их производили – «Колхида».

Строить завод в Кутаиси, как и во многих других регионах Союза, начали сразу после войны в 1945 году.  Уже в 1947 году на предприятии выпускали запасные части к машинам ЗИС, а еще через три года запустили изготовление основных узлов – трансмиссии и мотора к модели ЗИС-150. После этого на завод перебросили документы для сборки этого автомобиля. В августе 1951 года здесь был выпущен первый собственный экземпляр ЗИС-150. Впоследствии данный грузовик назывался КАЗ-150, но запчасти для него по-прежнему привозили с московского автозавода.

    До конца 50-х годов кутаисский автозавод выпускает различные грузовые автомобили для народного хозяйства – это были самосвалы, полуприцепы, седельные тягачи, автопоезда, цементовозы и многое другое. На заводе даже выпускали небольшой трактор «Риони».

    Новая эра в производственном процессе началась, когда в 1961 году кутаисские инженеры решили водрузить кабину грузовой машины прямо на двигатель. Так родился первый советский бескапотный грузовой автомобиль. Им стал бортовой КАЗ-605 грузоподъемностью 5 тонн. Следом сделали седельный тягач КАЗ-606, а от бортового грузовика было решено отказаться – в Союзе хватало таких машин других марок.

    У «Колхиды» была цельнометаллическая кабина с большими лобовыми стеклами. Также впервые в Союзе за креслами водителя и пассажира в кабине грузовика сделали спальное место.  Автомобиль имел зиловский двигатель мощностью 90 л.с., который помогал развивать скорость до 65 км/час. Тягач мог перемещать полуприцеп до 10,5 тонн. Впоследствии мощность двигателя увеличили до 110 лошадиных сил, но значительно этот факт на ходовые качества грузовика не повлиял.

    Автомобиль выпускали вплоть до 1968 года. С одной стороны, он казался вполне современным и комфортным со своим спальным местом, вентилятором в салоне и противотуманными фарами. Однако все эти достоинства напрочь перечеркивались недостатками в виде низких скоростных качеств, очень высокого расхода топлива и отвратительной сборки, последствия которой часто оборачивались переизбытком выхлопных газов в кабине из-под двигателя под полом.

    Следующую машину пришлось ждать дольше запланированных сроков. Первоначально КАЗ-608 думали выпускать после 1963 года, но грузинский завод полностью зависел от поставки двигателей с ЗИЛа. А те смогли наладить их бесперебойную доставку только к 1967 году. Новая машина на базе ЗИЛ-130 получила новый двигатель мощностью 150 л.с. «Колхида» стала сильнее, теперь полуприцеп мог достигать 15 тонн. Однако, учитывая опыт и обстоятельства, водителям рекомендовали транспортировать такие тяжелые полуприцепы лишь на ровных дорогах. Скорость с 10-тонной арбой увеличилась до 80 км/час. Также был поставлен на машину гидроусилитель руля.

    Конструкторы попытались изменить кабину – двигатель сместили назад, а водительский отсек теперь смог открываться на 45 градусов, чтобы можно было свободно чинить мотор. Но задумка была исключительно небрежно реализована. При резком торможении часто такая кабина откидывалась вперед, ломая замки своим весом, и тем самым создавались аварии на дорогах.

    В 1976 году на заводе начали выпускать измененный тягач КАЗ-608В. По просьбам водителей снова стали менять неудобную кабину. Ее сделали более герметичной. Узнать визуально обновленный грузовик можно было по отсутствию надписи «Колхида». Теперь на кабине появились три камазовские буквы КАЗ, которые широко расположились над фальшрешеткой.

    Грузовики КАЗ-608В и В2 делали в Грузии до 1989 года. Кутаисские машины не снискали особой любви водителей и мастеров – ломались они часто. Некоторые даже не могли отработать 5-летний срок, после чего уходили на запчасти к ЗИЛам, на одной платформе с которыми и были построены. Тем не менее, седельные тягачи КАЗ почти 30 лет трудились в сфере тяжелых грузоперевозок. Этих машин уже не встретить в рабочем или нерабочем состоянии на дорогах и в автопредприятиях.

    В 1984 году на заводе делают новую машину повышенной проходимости КАЗ-4540. Машина получила уже камазовский двигатель мощностью 160 л.с. и имела КПП с большим передаточным числом. Это позволяло грузовику работать рядом с комбайнами и собирать урожай для дальнейшей транспортировки. Скоростные параметры имели разброс от 2 до 80 км/ч. Автомобиль медленно, но верно терял клиентскую базу после выхода Грузии из состава распавшегося Союза, и в 2001 году его совсем перестали выпускать.

    Несмотря на многочисленные договоренности с различными концернами из других стран, КАЗ так и не смог наладить производство какого-либо транспорта в новом веке. В 2010 году начали распродавать территорию и оборудование обветшавшего завода, который уже давно фактически прекратил свое существование. Так закончилась история автозавода, который выпускал самые несуразные грузовики на территории советского пространства.

    Нет больше статей