В Советском Союзе было множество различных грузовых машин. Среди обилия «газонов», «зилков» и «камазов» особняком стояли крупные грузовые машины, которые служили армии и народу. По сравнению с миллионами средневесов, их во времена СССР было выпущено немного – более 650 тысяч штук. Но каждое их появление привлекало внимание жителей населенных пунктов: большие машины вызывали большое уважение. Назывались грузовики КрАЗами, а делали их на Украине.

Сразу после войны в город Кременчуг приехала комиссия от советского правительства. Осмотрев окрестности, решили строить на месте завод по выпуску конструкций для мостов. В 1946 году завод начали возводить, а спустя 8 лет он уже произвел около шести сотен мостов для рек западной части советской страны. Затем пришла пора освоения целины, и в 1956 году завод переформатировали в предприятие по выпуску комбайнов и других наименований сельхозтехники, которые помогают собирать урожай.

    Апрель 1958 года можно считать поворотным моментом в истории автозавода, поскольку он стал им как таковым. Правительством принято решение перепрофилировать предприятие и сделать из него завод по производству большегрузных машин. На завод приехали сотни специалистов со всех профильных предприятий Союза, свои сотрудники прошли обучение на крупных автозаводах. Уже в 1959 году в Кременчуге стали делать узлы, а затем и мосты для грузовиков. Само производство «переселилось» на Украину из Ярославля, прототипом для продукции стал автомобиль ЯАЗ-210.

    Первые опытные машины были сделаны в апреле 1959 года. Ими стали два грузовика КрАЗ-222. К концу года на заводе собирают уже три модели. Кроме 222-го, с конвейера вышли КрАЗ-214 и КрАЗ-219.

    КрАЗ-214 производился до 1963 года. Автомобиль с грузоподъемностью 7 тонн и колесной базой 6х6 использовался в самых разных сферах – в армии (понтоны, тяжелая артиллерия, установка для ракетного комплекса), нефтяной промышленности и лесодобыче. Также машина служила транспортировщиком самолетов в аэропортах.

    Более тяжелый, 12-тонный КрАЗ-219 выпускали до 1965 года. Автомобили сразу пошли на экспорт, после того как получили электрооборудование вследствие модернизации. Полтысячи КрАЗов трудились в изматывающих условиях климата Индии, Афганистана, Вьетнама, Китая и других государств.

    В 1965 году завод выпускает второе поколение своего тяжелого грузовика. Им становится машина КрАЗ-257. Новый экономичный (по сравнению с предшественниками) 12-тонный автомобиль с ярославским двигателем на 240 л.с. имел колесную базу 6х4. На его базе выпускали седельный тягач и карьерный самосвал.

    Была северная версия КрАЗ-257, а на шасси автомобиля ставили автоцистерны, краны, бетономешалки и небольшие буровые установки.

    Также в 1967 году на конвейер поставили производство более легкой машины, КрАЗ-255Б. Эта машина принесла заводу всесоюзную славу, а также разлетелась многочисленными ее экспортными отголосками во многие страны мира. Автомобиль выпускался как для военных, так и гражданских нужд.

    На его базе были сделаны лесовозы, топливозаправщики, тягачи и многое другое. До 1993 года завод произвел более 160 тысяч автомобилей 255Б и его модификаций. В 1975 году машина получила Государственный знак качества.

    Автомобиль поставлялся с колесами 6х6/2. 8-цилиндровый дизельный двигатель развивал мощность 240 л.с. Максимальная скорость — 71 км/ч, расход 35 литров на 100 км пробега. Грузоподъемность — 7,5 тонн. Машина взбиралась на подъемы с углом 58 °, могла преодолевать броды глубиной 1 м.

    В конце 70-х годов завод в Кременчуге выпускал 6 различных машин в 28 модификациях. Машины работали в Союзе и шли на экспорт в более, чем 50 стран.

    В 1979 году на одного работника предприятия пришлось 1,66 выпущенных автомобилей. Эти статистические показатели стали рекордом для советских заводов, которые занимались производством большегрузных машин.

    В 1984 году был произведен полумиллионный грузовой автомобиль КрАЗ.

    После развала СССР завод продолжал выпускать грузовые машины и в 1993 году отметил выход из стен завода 750-тысячного большегруза. Но производство на заводе стало падать, несмотря на заключенные договорённости о сотрудничестве с Iveco. Впоследствии завод сотрудничал, с кем только мог – выпускал бескапотную технику, военные внедорожные машины.

    Ситуация стала ухудшаться после 2014 года, когда прекратились поставки российских комплектующих, которые использовались в военной экспортной автотехнике. Завод спустя несколько лет перешел в стадию банкротства, после чего директора завода объявили в международный розыск.

    В настоящее время предприятие выпускает штучные тиражи грузовиков. Но, возможно, ситуация наладится после заключения новых контрактов. Военные грузовики КрАЗ по-прежнему имеют спрос.

    Нет больше статей