В 1951 году в городе Луцке, который находится на северо-западе Украины, из ряда ремонтных мастерских собрали единое предприятие по ремонту различных механизмов и двигателей. Спустя 4 года завод стал специализироваться на ремонте бортовых грузовиков и самосвалов средней грузоподъемности на базе ГАЗ-51.

В 1959 году завод переименовывают в Луцкий машиностроительный завод. Новое автопредприятие выпускало сопутствующую автопродукцию, которую активно использовали в сельском и народном хозяйствах. На заводе производили лавки-прицепы, фургоны ремонтных передвижек, автомобильные и прицепные версии рефрижераторов.

    В начале 60-х годов было решено внедрить в производственный процесс выпуск небольшого грузопассажирского автомобиля ЗАЗ-969В. Все чертежи и прочая документация поступили на луцкий завод из Запорожья. По ним и начали работу над созданием нового автомобиля. В 1965 году Луцкий машиностроительный завод выпускает первые опытные образцы ЗАЗ-969В.

    Машина явилась воплощением одного из решений семилетнего плана по созданию мало- и микролитражных автомобилей, предназначенных для населения. В нем будущий ЗАЗ-969В позиционировался как «четырёхместный микроавтомобиль общего назначения, предназначенный для продажи в индивидуальное пользование». Однако послевоенное прошлое страны сказалось – 969-й получился похожим на военные легковые вседорожники. Подобные автомобили выпускались в Австрии, а также в Германии фирмой Volkswagen для нужд бундесвера.

    Первые разработки машины велись в кабинетах НАМИ. Первоначально планировали выпускать такие машины на двигателях Ирбитского мотозавода (мотоциклы «Урал»). Но когда разработку передали в Запорожье, на ЗАЗе решили поставить на новый вседорожник двигатель от «горбатого Запорожца». Когда рост производства достиг момента, что на ЗАЗ-969В уже не стало хватать сил и времени персонала, разработку передали в Луцк.

    Сотрудники будущего ЛуАЗа решили переделать автомобиль: преобразили переднюю часть и изменили рисунок на боковинах. После упомянутой опытной партии, в 1967 году на заводе вышли серийные машины. Они представляли собой переднеприводные автомобили. Причем часть из них была оснащена валом отбора мощности для потенциальной установки прицепов или навесов к базе. Машина получила 4-скоростную механическую трансмиссию и нагнетающий вентилятор системы охлаждения вместо выпускного – все же, это был двигатель МеМЗ объемом 887 «кубиков» мощностью 30 л.с., который ставили на ЗАЗы.

    В том же 1967 году предприятие переименовали в Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ).

    В 1971 году наладились поставки запчастей для заднего привода, и автомобиль стал полноприводным. Задний мост подключался при помощи специального рычага, который расположился рядом с селектором передач. Что интересно, передачи на ЗАЗ-969В включались в зеркальном порядке – первая начиналась с движения на себя и вниз, и так далее в противопоставлении обычным коробкам. Колеса грузопассажирского автомобиля были 13-го размера с грязевым протектором шин. Уже в 1973 году количество выпущенных малых внедорожников насчитывало 5 тысяч единиц.

    Параллельно с мирно-проходимой техникой на заводе делали малые транспортеры, которые могли двигаться по воде, для нужд Советской армии.

    В 1975 году происходит смена моторной гаммы. На завод поступает новый 1,2-литровый двигатель МеМЗ-969А мощностью 40 лошадиных сил. Более мощная машина получает название ЛуАЗ-969А. Визуально от предыдущих ЗАЗов отличить его было крайне сложно. Самым заметным несовпадением было окошечко в тенте кузовной части.

    Кроме этого, на заводе позднее стали пробовать изготавливать цельнометаллические корпуса 969А-модели. Всего с конвейера сошло более 30 тысяч автомобилей с данным индексом. ЛуАЗ-969А и его последующие модификации получили название «Волынь» по местности изготовления.

    Спустя пару лет на заводе представили новый вседорожник ЛуАЗ-969М. Автомобиль заметно видоизменили – новые фары и более обтекаемый передок машины, поменяли лобовое стекло, в остекление двери добавили форточку, врезали замки. В довершение установили комфортабельные сиденья от «Жигулей». Двигатель остался прежним, 40-сильным с максимальной скоростью 85 км/ч, но с увеличенным ресурсом хода.

    Машина прокатилась по зарубежным выставкам и собрала несколько наград. В Турине ЛуАЗ-969М включили в символическую десятку европейских новинок, а в Чехословакии машину назвали победителем среди лучших автомобилей для сельской местности.

    И правда, «Нива» тогда многим советским сельчанам была не всегда по карману, а вот накопить на «Волынь» с повышенной проходимостью уставший от мотоциклов деревенский житель мог попытаться.

    Статистика завода говорит, что в период с конца 1966 года по май 1989 года из стен завода появилось почти 182 тысяч автомобилей. После распада Союза луцкому автопрому стало трудно конкурировать с ввозимыми иномарками и спустя 15 лет мучений, в ходе которых завод производил различные версии ВАЗов, УАЗов, он в составе корпорации «Богдан» приступил к выпуску автобусов.

    В 2006 году завод переименовали, а в конце нулевых предприятие с трудом пережило кризис. Антикризисные меры заставили новое руководство в 2014 году демонтировать оборудование, на котором выпускали ЛуАЗы и полностью переориентироваться на выпуск городских автобусов и троллейбусов. Так закончилась история советского народного внедорожника.

    Нет больше статей