Самым странным и удивительным автомобилем, выпускавшимся советским автопромом является 15. Модель, которую принято называть первым отечественным хэтчбеком, выпускали с 1973 по 1977 годы. Автомобиль простроен на базе Москвича, но отличается от последнего серьезно переработанным кузовом. Зато от прототипа машина позаимствовала живучесть, проходимость и довольно высокие динамические качества.

ИЖ-2125

Особенности

ИЖ-2125 можно назвать самой оригинальной машиной советского производства. После того, как автомобиль был представлен широкой публике, он моментально привлек к себе огромное внимание. Связано это с тем, что, привыкшие к классической форме Москвичей и Волги, советские граждане были крайне удивлены типу кузова «Комби». Он оказался очень практичным с вместительным багажным отделением. По мнению экспертов, ИЖ-2125 является первым отечественным хэтчбеком. Хотя сегодня многие все же склонны относить его тип кузова к фастбеку. Что интересно, дизайн этой модели не был скопирован с какого-либо зарубежного аналога. Конечно, во внимание принимался хэтчбек от Renault, но советская машина все же получилась самобытной.

    В основе автомобиля лежал 412-ый Москвич. От него позаимствовали многие узлы и агрегаты. К слову, нестандартная форма кузова играла с владельцами «Комби» злую шутку. Дело в том, что запасные детали для автомобиля оказалось не так просто найти. Поэтому несложный ремонт часто превращался в мучительные забеги по «нужным людям» и «знакомым знакомых». Да и само качество исполнения машины со временем становилось только хуже. Поэтому сегодня встретить ИЖ-2125 в отличном состоянии не так уж и просто. При этом автомобилю достались очень надежные силовой агрегат и техническая часть. К тому же, производитель совершенствовал его конструкцию. В частности, со временем у модели появились дисковые тормоза.

    К содержанию ↑

    История создания

    В 60-е годы в СССР появилась неожиданная проблема: у граждан были деньги, и они готовы были их тратить на автомобили, а вот сама машиностроительная промышленность необходимыми мощностями не обладала. Модельная линейка, предлагаемая в стране, была довольно скудной. По сути, она состояла только из Москвичей и Запорожцев. Это привело к приобретению у итальянцев лицензии на выпуск модернизированного Fiat-124. Однако нашлись и те, кто предложил «продублировать» собственные предприятия, запустив на них ту же модель собственной разработки, которая уже производилась в Советском Союзе. Но выбор был небольшой. Запорожец был довольно маленьким и непрактичным, а Волга, напротив, имела «служебный» статус и соответствующую высокую цену. Поэтому оставался только Москвич. Поддержку в этом вопросе оказал председатель Высшего совета народного хозяйства СССР. Летом 1965 года был подписан указ о создании автомобильного производства на выпускающем продукцию для ВПК «Ижмаше».

    Что интересно, практически сразу на предприятии заработало собственное конструкторское бюро. Оно начало разрабатывать перспективную модель на базе Москвича. При этом никакого технического задания специалистам никто не дал. Для того, чтобы создать автомобильное производство, пришлось потратить астрономические средства. Ведь на территории площадью 120 га было запущено предприятие с общей площадью цехов свыше 500 тысяч квадратных метров. Вдобавок к этому необходимо было закупить иностранное оборудование. Так, во Франции купили 160-тонный пресс для штамповки кузовных панелей. Вообще многое привезли из этой страны по лицензии местных компаний, например, Renault. Стоит сказать, что к французскому автопрому в Советском Союзе относились положительно. В те годы даже рассматривался вариант с покупкой лицензии на сборку Renault 16 на мощностях Волжского автозавода.

    Как уже говорилось, построить новинку планировалось на базе Москвича. Однако построенное в Ижевске предприятие в технологическом плане явно опережало «донора». Поэтому выпущенные здесь в первые года машины по качеству явно превосходили аналогичные ИЖи. Вскоре после того, как на рынке дебютировал уже упомянутый Renault 16, который, к слову, в 1966 году стал «Европейским автомобилем года», ижевские специалисты представили опытный образец своей новой модели. Ей оказалась «пятидверка». Однако это был не привычный универсал. Машина получила сильный наклон кормового стекла и удлиненную линию крыши. По сути, в плане исполнения кузова эта модель была нечто средним между утилитарным универсалом и респектабельным седаном, так как проем 5-ой двери у нее был больше, чем у стандартного Москвича. Стоит сказать, что экстерьер у автомобиля был весьма элегантным.

    Кроме того, новинка отличалась от Москвича и оформлением лицевой стороны. Автомобиль получил характерную решетку радиатора, в углублениях которой «утопили» прямоугольную оптику, а не круглую. Также переднюю часть украсили большим количеством хрома. Отличался дизайн и задних фонарей. Они имели крупные размеры и радикально другую конструкцию. Благодаря всему этому ИЖ-2125 казался новой моделью, а не модернизированным Москвичом. При этом лобовое стекло и дверные проемы остались прежними. Но автомобиль мог похвастаться стремительным силуэтом, который роднил его с упомянутым выше «французом». Последнего, к слову, называют «первым в мире хэтчбеком». Но была еще одна французская модель, которая по концепции внешнего вида перекликалась с ИЖом. Это Citroen GS. Подтверждает тот факт, что советские разработчики выбрали правильное направление, появившиеся позже Audi 100 и Volkswagen Passat B1.

    Несмотря на то, что машина получилась довольно оригинальной, высшее руководство Минавтопрома Советского Союза не «завернуло» данный проект, как это было ранее с экспериментальными Москвичами. Однако сначала на ижевском предприятии запустили в серию Москвич-412. После этого на конвейер встал ИЖ-2715, имевший кузов фургон и получивший прозвище «Каблучок». Только после этого перешли к 2125-ому или как его еще называли «Комби». Автомобиль вызвал настоящий фурор благодаря своему необычному исполнению, особенно на фоне других отечественных моделей. Для консервативных советских граждан его облик также был слишком авангардным. Но у машины был один неоспоримый плюс – практичность. В этом плане автомобиль сильно превосходил седаны, но при этом не выглядел как «сарай». Кроме того, новинка отличалась от универсалов наличием полки, которая отделяла салон от багажного отделения. И в кабине «Комби» было довольно комфортно и тихо.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ИЖ-2125

    Как уже говорилось, ИЖ-2125 принято считать первым отечественным хэтчбеком. Однако многие эксперты готовы поспорить с этим утверждением. И речь идет именно о типе кузова. Даже в советское время некоторые эксперты и автомобилисты утверждали, что «Комби» является фастбеком. К таким моделям, к слову, относится и ГАЗ-М20 «Победа». Главное отличие между хэтчбеком и фастбеком заключается в расположении кормового стекла. В последнем случае оно не является частью крыши. Также, по мнению экспертов, «Комби» некорректно относить к хэтчбеком. Это связано с наличием хорошо заметного выступа, образующего дополнительный объем. Кроме того, задний свес машины по длине такой же, как у седана. А у хэтчбека он по определению должен быть короче. Именно поэтому современные специалисты относят ижевскую модель к лифтбекам, таким как, например, Skoda Octavia. При этом чешский автомобиль вышел на 2 десятилетия позже советского. Если следовать этому убеждению, то получается, что ИЖ-2125 – это первый и единственный лифтбек, серийно произведенный в Советском Союзе.

    Если говорить о мифах, то в советские граждане считали, что «Комби» выпускался недолго. Но это не так. До того, как автомобиль претерпел модернизацию в 1982 году, с конвейера производителя сошло около 66 тысяч машин. То есть по массовости эта модель уступала ижевским и московским седанам. Как раз невысокая распространенность «Комби» привела к тому, что многие советские автолюбители посчитали, что его сняли с производства. Однако машина пережила небольшое обновление и продолжала выпускаться дальше. Рестайлинговая модификация модели получила индекс 21251 и собиралась очень долго – вплоть до 1997 года. Таким образом, получается, что жизненный цикл автомобиля составил практически четверть века.

    Еще один миф связан непосредственно с названием автомобиля – «Комби». Считается, что он указывает на тип кузова этой модели. Данное утверждение можно назвать как правдой, так и заблуждением. Как уже говорилось, у машины было действительно для тех времен оригинальное исполнение кузова. Название Combi применяется и в наши дни. В случае с той же Octavia так именуется универсал. Но ижевские конструкторы заложили в это слово другое значение. Так они подчеркивали «комбинированность» потребительских качеств машины, ведь в ней сочетались преимущества седана и универсала. К слову, название «Комби» в то время применяли и в Германии. Там так именовали любой автомобиль независимо от количества боковых дверей, если в его задней стенке была дверь, одновременно выполнявшая роль крышки багажного отделения.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Под капотом ИЖа устанавливается 1,5-литровый 4-цилиндровый двигатель марки УЗАМ-412, работающий на бензине. Он генерирует 69 лошадиных сил мощности при 103 Н*м крутящего момента. С ним в тандеме работает механическая коробка передач на четыре скорости. До «сотни» автомобиль разгоняется за 19 секунд при максимальной скорости в 140 км/ч. Согласно документации, в городском цикле машина трат около 11 литров топлива, на трассе – 8,8 литра, а в смешанном цикле – 10,6 литров. Привод у автомобиля исключительно задний.

    Длина ижевской модели составляет 4196 мм при расстоянии между осями в 2400 мм. Ширина и высота достигли отметки в 1550 и 1480 мм, соответственно. Показатель дорожного просвета равен 180 мм. У автомобиля пять дверей, а в его салон – 2-рядный. Масса машины составляет 1100 кг при максимальной грузоподъемности в 350 кг. В багажное отделение автомобиля вмещается 410 литров груза в базе, а при сложенном втором ряде кресел этот показатель достигает 1150 литров. В топливный бак можно залить 46 литров горючей смеси. Коэффициент аэродинамического сопротивления у этой модели равен 0.50. Передняя подвеска машины независимого типа и базируется на двойных поперечных рычагах. Задняя – зависимая, рессорная. Тормоза на обеих осях барабанные.

    Обновленная в 1982 году модель получила чуть менее мощный двигатель, выдающий 66 лошадиных сил при 100 Н*м крутящего момента. При этом КПП осталась прежней. Зато с новым мотором машина стала менее «прожорливой». Так, в городе она теперь тратит 10,5 литров горючего, а на в смешанном режиме – 10,3 литра. Слегка изменились и габаритные размеры автомобиля: 4205х1550х1500 мм. Также стоит отметить уменьшившийся до 173 мм клиренс. Из важных  улучшений этой вариации модели можно выделить установку спереди дисковых тормозных механизмов.

    К содержанию ↑

    Производство

    Выпуск модели стартовал в 1973 году. При этом в техническом плане автомобиль полностью копировал последнюю на тот момент версию Москвич-412. Только интерьер у него был «облагорожен». Выход нового АЗЛК-2140 не прошел даром для ижевской машины, так как в 1975 году ее наделили травмобезопасными дверными ручками. Изменился и рисунок радиаторной решетки. Но обновление автомобиля затягивалось. Сначала его оснастили 2-контурной тормозной системой с дисковыми механизмами и гидровакуумным усилителем. Позже «Комби» укомплектовали замкнутой системой охлаждения и расширительным бачком. Также были усовершенствованы узлы трансмиссии. В начале 80-х ижевские специалисты изменили внешность машины. Однако фейслифтинг привел к тому, что она передняя часть модели стала выглядеть проще и скучнее. Вдобавок крыша стала тоньше.

    К началу 90-х годов качество ИЖа стало заметно хуже, а в первые годы после распада СССР – и вовсе удручающим. Например, встречались экземпляры, которые красили прямо по металлу, без грунтовки.  В середине 90-х наконец-то был осилен выпуск модели ИЖ-2126. Это послужило поводом для прекращения производства «двадцать пятого» в 1997 году. Всего на предприятии собрали 66 489 экземпляров дорестайлинговой версии автомобиля и 347 701 единицу обновленной модификации.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Обилия модификаций, построенных на базе «Комби», как в случае с другими советскими моделями, не было. Но некоторые интересные версии все же можно выделить. Так, в начале 80-годов Ижевское предприятие выпустила люксовую модификацию автомобиля. Она получила название ИЖ-21251 SL. Такая версия была ориентирована прежде всего на иностранные рынки. С ее помощью автозавод также хотел немного осовременить внешний вид машины, которая к тому времени стремительно устаревала. Опытный образец ИЖ-21251 SL продемонстрировали в 1985 года на выставке на ВДНХ «Ижмашу – 60 лет». Автомобиль выделялся за счет наличия пластиковых бамперов спереди и сзади, а также колесных дисков. Последние были дополнены черными колпаками, выполненными из пластика. Спереди вместо круглой оптики установили прямоугольные фары завода FER, которые имели щеточные очистители. На корме появился спойлер, который выглядел довольно стильно. Также сообщается, что машина имела улучшенную отделку салона. Однако в серию такая модель так и не вышла.

    Также стоит отметить, что «Комби» использовался в советском автоспорте. В частности, в ралли, трековых и кольцевых гонках, на автокроссе. В 1978 году гонщик, мастер спорта СССР Константин Григорьевич Андропов, который, к слову, принимал непосредственное участие в разработке опытных образцов спортивных моделей «ИжАвто» в 1972-1989 годах, выиграл на ИЖ-2125 ралли «Русская зима». Еще он стал лидером финального этапа Кубка Дружбы социалистических стран по ралли и главного раллийного турнира стран СЭВ. Также на этой машине в данной гонке в 1977 году он финишировал вторым и в 1976 пятым. Вторая строчка у него была и в престижной «Гонке» звезд по зимним трековым автогонкам за призы журнала «За рулем».

    К содержанию ↑

    ИЖ-2125 сейчас

    ИЖ-2125 можно назвать самым недооцененным советским автомобилем. Несмотря на то, что это была чрезвычайно удобная машина, народной стать она так и не смогла. Зато ижевскую модель активно покупали в постперестроечное время. Предприниматели ценили ее за вместительный кузов и использовали в качестве развозного автомобиля. Но упавшее со временем качество стало главной причиной краха этой модели. Сегодня «Комби» на дорогах – это редкость. Однако это не значит, что автомобиль нельзя купить. Напротив, на соответствующих порталах размещена масса объявлений о продаже ИЖа по самым разным ценам. Однако недооценивать значимость этой модели нельзя. Как уже упоминалось, это был первый отечественный хэтчбек. После этого машины в таком кузове стал выпускать тот же «АвтоВАЗ», например, ВАЗ-2108 или ВАЗ-2114 (фото: ИЖ).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей