Лето воспринимается как облегчение для автолюбителей. Сухие дороги, хорошее сцепление, легкое вождение — все это создает иллюзию, что нагрузки на машину становятся минимальными. Но именно высокая температура становится серьезным испытанием для двигателя. Эксперты рассказали, как правильно выбрать моторное масло для летнего сезона.

 

Самое важно выбирать смазку, рекомендованную производителем. Каждому двигателю подходят определенные классы вязкости и стандарты качества масел, указанные в инструкции по эксплуатации. Эти параметры подбираются инженерами с учетом конструктивных особенностей мотора и режимов его работы.

В условиях высоких летних температур особую роль играет стабильность вязкости масла при нагреве. Чем выше вторая цифра в обозначении масла (например, 10W-40 или 10W-50), тем лучше оно сохраняет масляную пленку на горячих деталях ДВС. В регионах с экстремально жарким климатом иногда предпочтение отдают маслам с индексами 50 — например, 10W-50, что обеспечивает надежную защиту при температурах выше +40 градусов. Ошибка в выборе вязкости приводит к ухудшению смазки, перегреву и ускоренному старению двигателя, даже если внешне все кажется в норме.

Немаловажную роль в правильном выборе моторного масла играет и учет климатических особенностей региона эксплуатации. В центральной части России, на юге страны или в районах с засушливым климатом температура летом может превышать +30…+40 градусов в тени. В этих условиях температура под капотом автомобиля легко достигает 100 градусов и выше, что многократно усиливает нагрузку на смазочные материалы. Масло с недостаточной термостойкостью теряет вязкость, образует отложения, ухудшает смазывающие свойства, а это приводит к повышенному трению и ускоренному износу трущихся пар.

 

При выборе масла важно стремиться к максимальной стабильности характеристик в условиях экстремального нагрева. Особенно это актуально для машин, которые проводят много времени в городских пробках, где из-за частых остановок и медленного движения двигатель работает в режиме повышенного теплового напряжения.

Необходимо уделить внимание и выбору типа масла. Современные синтетические смазки считаются оптимальным вариантом для большинства автомобилей, эксплуатируемых в условиях высокой летней температуры. Они обеспечивают нормальную вязкость в широком диапазоне температур, меньше подвержены окислению, устойчивы к образованию нагара и надежно защищают силовой агрегат даже при экстремальных нагрузках. Полусинтетические масла подходят для машин с умеренными требованиями или для автомобилей с большим пробегом. Минеральные масла постепенно уходят в прошлое: их термическая стабильность ниже и они быстрее теряют рабочие свойства в жару.

Однако в некоторых случаях, особенно для старых автомобилей с большими допусками и невысокими нагрузками, использование минеральной основы остается допустимым.

Состояние самого двигателя также очень важно в выборе моторного масла на летний период. ДВС с высоким пробегом и признаками увеличенного расхода масла требуют особого подхода. Иногда для таких моторов рекомендуют применять более вязкие составы — например, 10W-50 или даже 15W-50. Более густое масло помогает частично компенсировать износ уплотнений, снизить испарение масла через картерные газы и уменьшить угар на высоких оборотах. Однако любое отклонение от заводских рекомендаций должно быть обосновано.

Слишком густое масло способно нарушить циркуляцию, повысить внутренние сопротивления, привести к дополнительному перегреву двигателя и даже ухудшить смазку в холодном состоянии. Поэтому важно сохранять разумный баланс между повышением вязкости и соблюдением допусков, предусмотренных для конкретного ДВС. Автор: Ярослав Игнатьев

Нет больше статей