×

Lotus Elise: надежный и мощный спорткар, который оказался почти как Toyota

Бывают машины, которые запоминаются. А бывают такие, про которые даже спустя десятилетия говорят с уважением. Lotus Elise — именно из последних. Это не гиперкар, не рекордсмен автобана и не роскошный бизнес-седан. Elise — это про драйв. Про то, как машина ощущается, а не как она выглядит в на фото в популярной соцсети. В мире, где авто становится всё тяжелее, умнее и сложнее, Elise всегда шёл в другую сторону — к простоте, лёгкости и честному удовольствию от поездок на нем. Это тот случай, когда «меньше» — значит «лучше». А началось всё ещё в 1990-х годах с амбициозной идеи и алюминиевой рамы.

Lotus Elise

История создания

Lotus Elise впервые появился на публике 12 сентября 1995 года, когда его представили на автосалоне во Франкфурте. На тот момент модель называли не иначе как «самый продвинутый спортивный автомобиль в мире». И в этом не было пафоса — скорее, вызов устоявшимся правилам. Машина была названа в честь Элизы — внучки главы компании Романо Артиоли, и это имя стало началом новой эры для марки Lotus.

Главная «фишка» Elise — уникальное шасси из алюминия, собранное без сварки, а методом склеивания и экструзии. Это решение в корне отличалось от того, что тогда делали крупные производители. Над дизайном кузова трудилась команда под руководством Джулиана Томсона. Они сделали автомобиль, который сразу бросался в глаза — низкий, лёгкий, с узнаваемым «лицом» и минимумом лишнего.

Идея была простой: сделать спорткар для водителя. Без лишних наворотов, с честной «механикой» и невероятной управляемостью. Lotus тогда решительно отказался от комфорта, массы и модных опций в пользу обратной связи от руля, цепкого шасси и лёгкости, буквально во всём.

Когда Elise вышел в серию в 1996 году, он сразу же стал объектом желания тех, кто любит рулить. И не только по дороге — модель быстро прижилась и на треке, став основой для множества гоночных серий по всему миру. За первые 25 лет существования было произведено более 35 000 экземпляров — и это рекорд для Lotus.

К содержанию ↑

Технические характеристики

За 25 лет Лотус Элис успел пройти несколько эволюций, но суть оставалась неизменной — лёгкость, драйв и минимализм. Технически машина заметно менялась, особенно по части двигателей, трансмиссий и шасси. Ниже — основные этапы развития данной модели.

Первая генерация (1996–2003)

Стартовый вариант Elise весил чуть больше 690 кг, что уже тогда выглядело как вызов всем остальным. Под капотом — 1.8-литровый мотор с 118 л.с., установленный поперечно за спиной водителя. Это была атмосферная рядная «четвёрка», сочетающаяся с 5-ступенчатой «механикой». За счёт лёгкости разгон до 100 км/ч занимал 5,9 секунды — показатели достойные куда более мощных машин. Позже появлялись версии помощнее, включая модели с мотором 190 л.с., но даже базовые Elise всегда держались на одной идее — делать ставку на лёгкость, а не на лошадиные силы. И в этом был весь Lotus.

Вторая генерация (2004–2009)

В 2000 году на автосалоне в Бирмингеме представили вторую генерацию. Машина получила новый кузов и переработанную подвеску. Сама конструкция осталась верной себе, но дизайн стал более современным, а шасси — жёстче. С 2004 года под капот поставили моторы Toyota с системой VVTL-i. Это был большой шаг: надёжные, тяговитые и с возможностью крутить до 8500 об/мин, они позволили Лотус Элис ещё больше раскрыть потенциал на трассе. В 2008 году в линейке появился турбонаддув — так родилась версия мощностью 217 л.с.. Варианты с моторами от 189 до 217 л.с. стали основой второго поколения. Появилась 6-ступенчатая «механика», а масса, хоть и выросла, оставалась в пределах разумного — около 860–930 кг.

Третья генерация (2010–2021)

В 2010 году обновлённая линейка получила косметические правки: немного изменили внешность, фары, задние фонари, форму капота. Но главные новости — под капотом. Появился новый 1.6-литровый мотор с 134 л.с., отличавшийся высокой топливной эффективностью и низким уровнем выбросов. Он стал доступен в самых простых комплектациях. Параллельно продолжали использовать 1.8-литровые версии с наддувом, где мощность поднималась до 220 и даже 245 л.с. Классическая «механика» на шесть передач осталась без изменений, как и общий характер авто. Вес тоже не особо вырос — машина оставалась в диапазоне до 930 кг.

К содержанию ↑

Интересные факты

Elise не просто продавался — он жил, развивался и участвовал в гонках. Именно на базе этой модели делались гоночные машины, участвовавшие в разных сериях. Он был любимцем частных команд благодаря надёжной конструкции и отличной управляемости.

Были и особые версии. Например, Elise Type 49 — машина, окрашенная в цвета гоночных болидов Lotus из 60-х, с фирменной красно-бело-золотой схемой. Были и версии в зелёно-жёлтом стиле, отсылающие к эпохе Type 25, и даже чёрно-золотые — в честь легендарного Type 72. Особое внимание привлекли последние модели — настоящие финальные аккорды в истории Elise.

Elise 220 Sport стал более жёстким, облегчённым и с улучшенным охлаждением. Переднюю часть кузова доработали, убрав почти 9 кг массы и улучшив подачу воздуха к мотору. Elise 240 Final Edition вышел в ограниченном количестве и получил не только плюс к мощности (+23 л.с.), но и обновлённый интерьер, цифровую панель приборов и модернизированные опции. Машина сразу ушла в разряд будущих коллекционных моделей.

А Elise Cup 250 Final Edition стал кульминацией всей линейки. Вес — на 14 кг меньше предшественника, разгон до «сотни» — 3,9 секунды, «максималка» — 241 км/ч. Это был настоящий гоночный инструмент в относительно гражданской обёртке.

К содержанию ↑

Заключение

Lotus Elise прожил долгую жизнь, оставаясь верным себе. Когда вокруг всё усложнялось, он был простым. Когда все гонялись за массой и лошадиными силами, инженеры выбирали для него лёгкость и баланс. Elise никогда не был машиной для всех — но для тех, кто понимал, зачем он создан, это был почти идеал. Сейчас, когда эпоха лёгких спорткаров с механической КПП уходит, он остаётся одной из последних машин, что говорили с водителем напрямую. Без лишней электроники, без «помощников». Просто водитель, дорога и машина, собранная по канонам, которых сегодня на рынке почти не осталось. И именно за это его уважают.

К содержанию ↑

Фото

К содержанию ↑

Видео тест-драйв

К содержанию ↑

Нет больше статей