×

Lotus Esprit: недооцененный спорткар с чертами Maserati и отличной управляемостью

Lotus Esprit — автомобиль, который мгновенно узнают даже те, кто далек от мира спорткаров. Его клиновидная форма стала иконой дизайна семидесятых. Этот британский спорткар продержался 28 лет на конвейере, что для таких машин просто феноменально. За это время он успел пережить множество модернизаций, получить турбонаддув, а затем и V8, но так и остался верен своей оригинальной философии — быть легким, «острым» и невероятно управляемым. Сегодня модель является классикой, которая продолжает вдохновлять дизайнеров и инженеров.

Lotus Esprit

История создания

Началось все в 1970 году, когда Тони Радд, недавно пришедший в Lotus, предложил руководству два новых проекта. Первый превратился в элегантный Elite 1974 года, а вот второй, получивший кодовое название M70, должен был стать наследником среднемоторного купе Europa. Колин Чепмен, основатель Lotus, понимал — компании нужна новая звезда, способная привлечь внимание.

В 1971 году дизайнер Оливер Винтерботтом свел Чепмена с итальянским коллегой Джорджетто Джуджаро. Винтерботтом не просто организовал знакомство — он предложил Джуджаро использовать в качестве основы для нового Lotus его концептуальный Maserati Boomerang. Идея оказалась плодотворной.

Работа над машиной стартовала в середине 1971 года. Первые испытания в аэродинамической трубе разочаровали Чепмена настолько, что он готов был закрыть проект. Но итальянцы из Italdesign оказались упрямее — они продолжили работу и построили полноразмерный макет на модифицированном шасси Europa.

Этот безымянный прототип, который все называли просто «Серебряной машиной», впервые появился на стенде Italdesign на Туринском автосалоне 1972 года. Реакция публики оказалась настолько положительной, что Чепмен дал добро на продолжение разработки. Вскоре появился второй прототип — «Красная машина» с номерами IDGG 01, которая уже была полноценным функциональным автомобилем.

К 1975 году проект дозрел до серийного производства. На Парижском автосалоне в октябре того же года состоялась официальная премьера Lotus Esprit, а уже в июне 1976 первые экземпляры сошли с конвейера завода в Хетеле. Esprit пришел на смену Europa и сразу показал себя с лучшей стороны. Первая серия получила обозначение S1 и производилась до 1978 года. За это время было выпущено всего 718 экземпляров, что делает ранние Esprit мечтой коллекционеров. Эти машины отличались особой чистотой дизайна и стали основой для всех последующих модификаций.

К содержанию ↑

Технические характеристики

Технический путь Esprit — это история постоянного совершенствования без радикальных изменений основной концепции. Основой всех версий служило стальное шасси типа backbone — фирменная разработка Lotus, представляющая собой центральную балку, к которой крепятся все узлы автомобиля. Такая конструкция обеспечивала отличную жесткость при минимальном весе.

Первые Лотус Эсприт получили 2,0-литровый 4-х цилиндровый двигатель Lotus 907 мощностью 160 л.с. в европейской версии. Американские машины из-за экологических норм довольствовались 140 силами. Мотор располагался продольно позади салона и работал в паре с 5-ступенчатой коробкой передач Citroen C35, которая использовалась и в Maserati Merak. Подвеска изначально была довольно простой. Спереди стояли верхние А-образные рычаги и нижние поперечные тяги, связанные стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади применялись продольные рычаги и поперечные тяги. Задние тормоза располагались внутри.

В 1980 году появилась первая турбированная версия — Essex Turbo Esprit. Эта машина получила 2,2-литровый мотор с системой сухого картера и турбонаддувом, выдающий уже 210 л.с. Время разгона до 100 км/ч сократилась до 6,1 секунды, а максимальная скорость выросла до 241 км/ч. Серьезное обновление произошло в 1987 году, когда за дело взялся дизайнер Питер Стивенс. Он сгладил острые грани оригинального дизайна Джуджаро, сделав автомобиль более округлым и современным. Эта версия получила индекс X180 и выпускалась до 1994 года.

Настоящий прорыв случился в 1996 году с появлением Esprit V8. Lotus наконец-то получил собственный восьмицилиндровый двигатель — 3,5-литровый V8 с двумя турбокомпрессорами. Этот мотор развивал 350 л.с., хотя потенциал у него был гораздо больше — до 500 сил.

К содержанию ↑

Последняя версия

Финальная версия Лотус Эсприт, выпускавшаяся с 2002 по 2004 год, получила еще один дизайнерский апдейт от Рассела Карра. Внешне машина стала выглядеть более современно благодаря новым бамперам и круглым задним фонарям в стиле Elise.

«Сердцем» последних Esprit служил 3,5-литровый V8 типа 918 собственной разработки. Этот алюминиевый мотор с углом развала цилиндров 90 градусов оснащался двумя распредвалами в каждой головке и четырьмя клапанами на цилиндр. Особенностью конструкции стал плоский коленчатый вал, который обеспечивал особый звук выхлопа и лучшую сбалансированность.

Два турбокомпрессора Garrett T25/60 нагнетали воздух в цилиндры, помогая двигателю развивать 350 л.с. при 6500 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент составлял 400 Н*м при 4250 оборотах. В отличие от четырехцилиндровых версий V8 не получил промежуточного охладителя наддувочного воздуха. Трансмиссия осталась прежней — 5-ступенчатая механическая коробка передач Renault UN-1, доработанная Lotus. Эта КПП заставляла инженеров ограничивать мощность двигателя, поскольку больший крутящий момент мог вывести ее из строя.

Esprit стал первой моделью Lotus с гидроусилителем руля. Тормозная система использовала вентилируемые диски на всех колесах диаметром 330 мм спереди и 310 мм сзади. ABS появилась только на некоторых версиях и не была базовой опцией. Габариты автомобиля составляли 4369 мм в длину, 1867 мм в ширину и 1151 мм в высоту при колесной базе 2438 мм. Снаряженная масса версии с V8 достигала 1338 кг. По современным меркам это довольно небольшой показатель.

Динамические характеристики впечатляют даже сейчас. Разгон до 100 км/ч занимал всего 4,1 секунды, а максимальная скорость достигала 280 км/ч. Четверть мили автомобиль проходил за 12,7 секунды, развивая на финише 180 км/ч.

К содержанию ↑

Особенности конструкции и дизайна

Esprit всегда отличался оригинальным подходом к решению технических задач. Стеклопластиковый кузов крепился к центральной стальной балке — такая схема обеспечивала низкий вес при высокой жесткости. Двигатель располагался поперечно позади салона, что позволяло добиться почти идеального распределения веса.

Система охлаждения двигателя имела два радиатора, расположенных по бокам от силового агрегата. Воздух к ним поступал через боковые воздухозаборники, ставшие одной из визитных карточек модели. Выхлопная система была спроектирована с учетом ограниченного пространства под днищем и комплектовалась двумя катализаторами.

К содержанию ↑

Заключение

За 28 лет производства было выпущено 10 675 экземпляров Lotus Esprit — цифра небольшая, но для такого нишевого автомобиля вполне достойная. Последний экземпляр сошел с конвейера 20 февраля 2004 года и был отправлен в Чикаго, символично завершив эпоху выдвижных фар в автомобильной индустрии.

К содержанию ↑

Фото

К содержанию ↑

Видео тест-драйв

К содержанию ↑

Нет больше статей