Mazda Motor Corporation является одним из крупнейших производителей автомобилей в Азии. В числе основной продукции, помимо легковых авто, значатся автобусы, микроавтобусы и коммерческие машины. Крупная компания вошла в состав кэйрэцу Sumitomo.

Начало истории  и личность основателя 1920-1930-е года

История Мазда начинается с Дзюдзиро Мацеда, который был потомком обычного рыбака. В течение 20 лет он пытался основать бизнес, но попытки были провальными. В числе его первых попыток была даже кузня, но, по каким-то причинам, ему пришлось отказаться от заказов. Лишь в 1920 году с поддержкой инвесторов он купил предприятие-банкрот Abemaki. Компания занималась производством материалов из пробки. К счастью, дела компании пошли в гору, и уже в скором времени Мацуда изменил название на Toyo Cork Kogyo. Так он оказался во главе работающего бизнеса.

    Но жажда развития вновь берет верх и президент компании меняет направление деятельности и сокращает название, убирая среднюю часть. Так будущая Мазда начинает производить мотоциклы, качество которых заслуживает уважения: в 1930 году именно эти модели одерживают победу на тематических соревнованиях.

    Говорить о компании как об автомобильном предприятии можно лишь начиная с 1931 года. Уже в то время можно было купить Мазду именно с этим именем. Оно было присвоено авто в честь верховного бога мудрости и света. Конечно, созвучное произношение с фамилией основателя также сыграло свою роль.

    Первыми с автомобильного производства начали спускаться грузовики Mazdago. Для него использовался двигатель Мазда на 500 см.куб. Спустя год удалось наладить поставки в Китай. Развитие компании шло быстрыми темпами, но процветание было нарушено начавшейся войной между странами, что сделало невозможным поставки в Поднебесную. Зато открылась большая площадка для оснащения родной армии трициклами, которые охотно закупало государство на протяжении всего периода военных действий.

    Более того, во время войны компания открывает небольшое производство оружия. В отличие от большинства разрушенных бомбардировками и военными действиями заводов, Мазда хорошо сохранилась и быстро вернулась в строй, расширив модельный ряд.

    Дальнейшее развитие компании  — 1950-1960-е года

    На начало 50-х годов модельный ряд сводится к поставке трехколесных грузовиков, классических грузовых авто и компактных пожарных машин. Компания решает, что дальше будет производить для развития компании, но в 1952 году умирает основатель компании. Все дела отходят сыну – Тенуджи Мацуда. Он постепенно входит в курс дел, поэтому до 60-х годов никаких примечательных шагов принято не было.

    Начало 60-х годов является периодом экономического процветания Японии. В связи с этим компания принимает решение добавить в модельный ряд востребованные легковые автомобили. Стоит отметить, что наработки уже имелись, поскольку были попытки производить легковушки еще до начала военных действий, но концепты так и не добрались до конвейера.

    В итоге, на свет появляется бюджетный, но удобный двухдверный R360 Coupe с двигателем, расположенным сзади. Последний был двухцилиндровым и имел объем 356 куб.см. помимо этого была установлена независимая подвеска с двух сторон, гидроусилитель барабанных тормозов и обогрев в салоне.

    В 1960-м году компанию посещает представитель компании NSU (Германия). Они занимаются разработкой и производством роторнопоршневых двигателей Ванкеля. Отзывы Мазда были положительными, поэтому после ответного визита, стороны смогли заключить соглашение о сотрудничестве. Спустя год соглашение было официально одобрено правительством Японии.

    В 1961 году Мазда выпускает В-серию 1500 , в основе которого 1,5-литровый двигатель на 60 «лошадей» с водным охлаждением. В 63-м году выходит модернизированная версия, отличающаяся просторным салоном, увеличенной колесной базой и удлиненным кузовом. Отличительной особенностью от конкурентов стала комфортная езда и высокая производительность мотора. Несмотря на это, его не удалось вывести в продажу, потому что новая Мазда дороже соперников. Однако это не помешало модели сменить пять поколений.

    В 1962 году на рынок выходит абсолютная новинка – Mazda Carol, представленный с двумя типами кузова. Двухдверный получает обозначение «360», а четырехдверный – «600». Высокое качество исполнения и используемых материалов сыграло немалую роль в повышении популярности модели. Двигатель рассчитан на 358 куб.см., внедрена система гидроохлаждения и 3-ступенчатая «коробка». Все эти факторы, конечно, отразились на стоимости Мазда. Цена была оправдана независимой подвеской, коленчатым валом, небольшим весом и комфортностью езды, поэтому спустя год доля продаж на рынке поднялась до 67% с учетом сегмента кей-каров. Через 8 лет количество выпущенных авто достигло 265,22 тысяч экземпляров.

    В 1963 году на Токийском фестивале компания представляет собственный двигатель, который на долгие годы останется визитной карточкой автопроизводителя. Помимо этого они презентуют модель Мазда Фамилия, получившая индекс 323. Именно с него начали первые экспортные договоры с Новой Зеландией и Европой. Уже через год компания заканчивает стройку испытательного полигона Миоши. В это же время был заключен контракт на поставку дизельных двигателей с Perkins Services N.V. (Британия).

    1967 год обозначен годом выпуска первого авто с роторным мотором. Речь идет о футуристическом автомобиле с повышенной аэродинамикой за счет обтекаемости кузова – Cosmo Sport 110S. Публика встречает новинку с недоверием, поэтому руководство отправляет «свежую» модель на 84-часовые испытания в Нюрбургринг, где проходит главный марафон Европы. В заезд отправились два автомобиля, один из которых сошел с дистанции на 82-м часу, а другой добрался до финиша четвертым. Несмотря на отсутствие медали, Мазда привлек внимание к модели. В итоге, выбирая какая Мазда лучше, европейские покупатели начали отдавать предпочтение роторным вариантам. В их пользу можно назвать несколько аргументов: высокая мощность и легкий вес, что делало их более выигрышными относительно ближайших конкурентов, предлагаемых V6 и V8.

    С 1968 до 1969 года было подписано три важных договора. Первый свидетельствовал о выходе компании на рынок Канады, второй в США. Третий обещал сотрудничество с Ford Motor, которые на том этапе активно занимались разработкой автоматических трансмиссий. К тому же, Мазда завершили строительные работы на собственном заводе в Новой Зеландии.

    Расцвет японской компании – 1970-1990-е года

    Основная проблема роторных двигателей – прожорливость не пугает потенциальных покупателей, а Фамилия остается востребованной. Второе поколение также получило именно этот силовой агрегат. К 1970-му году удалось реализовать больше 100 экземпляров роторных авто.

    В 1971 году на рынок выходит Саванна. Позже она пойдет на экспорт под названием RX-3, через некоторое время она будет переименована в RX-4 Мазда. Комплектации предполагают современные функции, задний привод и переднее расположение мотора.

    В этот же период Mazda начинает экспериментировать с внешностью, продолжая представленный ранее шоукар Luse 1500, над которым трудились специалисты ателье Bertone. Именно с ними заключила договор Мазда. Фото приземистого автомобиля, похожего на BMW, сохранились до сих пор. На снимках можно разглядеть детали седана, купе и универсала.

    Очередное достижение по количеству проданных авто было зарегистрировано в 1972 году, когда на рынок вышло более 5 млн авто, а суммарно на экспорт ушло больше миллиона. В 79-м году был достигнут очередной порог – 10 млн авто.

    Нефтяной кризис 70-х годов подорвал развитие линейки прожорливых роторных моторов. В связи с неготовностью компании к столь резкому экономическому скачку избыточные запасы начинают тянуть компанию на дно. И в 1975-году Мазда оказывается на гране банкротства. Но, в дело вмешивается крупнейший дистрибьютер Sumitomo Bank и спасает компанию от гибели. После преодоления сложного периода в 1978 году выходит RX-7 с роторным мотором, ставший самым мощным авто компании. При предельной мощности в 105 л.с. авто разгонялось до 200 км/ч. В 1983 году модель получает турбированную установку. Мазда 7 RX пережил три поколения и закончил выпуск лишь в 2002 году.

    Новый виток во внешней и внутренней политике Мазда – 1980-1890-е года

    Переход в новое десятилетие обозначен в истории как период масштабных преобразований. В 79-году Форд Мотор покупает четверть всех акций, а к 96-му их количество повышается до 33%. Продуктом сотрудничества становится третье поколение фургона Мазда бонго с обновленным мотором.

    В 1981 году происходит массовое открытие дилерских и представительских центров по всей Европе. Современный журнал Motor Trend присваивает Mazda Capella, она же, Мазда 626, звание лучшего импортного автомобиля. В этом же году открывается специальная лаборатория для испытания аэродинамики. 8% акций достается Kia Motors.

    Лишь в 1984 году компания берет официальное название марки выпускаемых автомобилей и переименовывается в Mazda Motor Corporation.

    В 1989 году компания представляет стильный родстер МХ-5. Модель завоевывает сердца покупателей особенным экстерьером и сохранением доступной цены. Во время разработки инженеры ориентировались на потребности американского рынка, но, как выяснилось позже, двухместный авто пришелся по душе и далеко за пределами США. За основу был взят легкий алюминиевый кузов. Вес автомобиля не превышал одной тонны, что позволило ему сыграть на контрасте аэродинамики. Под капотом располагался 116-сильный двигатель. Позже он был представлен в четырех поколениях, и выпускался до 2014 года. Последнее поколение получило мощнейшие системы SkyActiv.

    Огромные достижения приписывают японскому автоконцерну во время принятия «Глобальной экологической хартии Mazda» в 90-х годах. В рамках этой программы разрабатывается новый нейтрализующий катализатор, которому удается восстановить масло из любого пластика. В итоге, разработка на выходе получает пластиковый композит многоразовой переработки. К этой программе присоединяется Германии. Вместе они возводят экспериментальные заводы, главной миссией которого становится переработка пластмассовых бамперов. В 94-м году в Хиросиме открывается музей, где был показан электромобиль, ставший продолжением линейки фургона Е-класса, а также грузовик, работающий на сжиженном газе.  Позже, в 2008 году был презентован Мазда 5 с консолями из биопластика, а также аналогичными сиденьями и 30% экологически чистых делателей интерьера.

    В 1994 году появляется очередная «легенда» компании — Мазда Демио – семейный автомобиль, который позже станет известным как Мазда 2. Интересно, что эта модель продолжает выпуск до сих пор и пользуется большой популярностью у ценителей японских автомобилей. В начале пути «двойки» производитель не рассчитывал на завоевание высоких наград, но, авто получает признание от покупателей и становится обладателем титула «Автомобиль года».

    Современная история марки и бренда – 2000-н.в.

    В 2009 году производитель внедряет в ТОПовые автомобили систему SkyActiv. Программа позволяет увеличить мощность двигателя и сохранить низкое потребление топлива. Активное внедрение начинает с 2011 года, что приводит к пересмотру существующей моторной линейки, кузова, шасси и трансмиссий. В итоге, удается добиться минимального потребления топлива, сравнимого с гибридными авто. Особое внимание инженеры уделяют сохранению динамических характеристик автомобиля. В 2007 году появляется в продаже Mazda CX-9. Первый рестайлинг приносит Мазда 2008 модельного года 3,6-литровый двигатель на 273 лошадиные силы и автоматическую коробку передач.

    В 2010 году принимается новая философия для разработки дизайна – «KODO – душа движения». Спустя год после этого выходит воплощение новой стилистики — Мазда СХ 5. В 2012 году налажено производств в России на территории Приморского края. В этом же году компания заключает договор с Sollers, создавая совместное предприятие, на котором будет выпущен Мазда 6 и СХ-5, общим объемом до 100 000 авто в год.

    На данный момент Mazda Motor имеет три завода в родной стране и 18 за пределами. В модельном ряду есть абсолютные бестселлеры, например, Мазда 3, Мазда 9, Мазда СХ-5 и пр. В 2018 году был открыт совместный завод с компанией Соллерс по производству 4-цилиндровых моторов, поэтому Мазда 2019 в России выходит с отечественными двигателями.

    Автор: Наталья Плотникова

    Нет больше статей